Китайский ледокол, который принимал участие в эвакуации пассажиров с заблокированного антарктическими льдами российского научного судна “Академик Шокальский”, теперь сам оказался в ледовом плену.
В четверг вертолет со “Снежного дракона” переправил всех пассажиров с “Шокальского” (большинство из 52 человек – члены австралийско-новозеландской антарктической экспедиции) на австралийское судно “Аврора Австралис”, которое после этого снялось с якоря и направилось к берегам Тасмании.
На борту “Академика Шокальского” остался российский экипаж из 22 человек – они будет ждать вызволения судна из ледового плена.
На борту “Снежного дракона” находится 111 человек.
В субботу Австралийское управление морской безопасности (AMSA) выпустило заявление, в котором говорится, что “попытка “Снежного дракона” пробить себе путь во льдах не увенчалась успехом. Судно подтвердило AMSA, что оно заперто льдами”.
Со ссылкой на капитана китайского ледокола Австралийское управление морской безопасности сообщает, что “Снежному дракону” “ничего не угрожает, и он в настоящий момент не нуждается в помощи”.
Решение об эвакуации людей с “Шокальского” было принято после того, как к нему из-за мощных льдов не смогли пробиться китайский ледокол “Снежный дракон” и австралийский “Аврора Австралис”.
“Академик Шокальский” был заблокирован у берегов Антарктиды 24 декабря. Судно принадлежит Дальневосточному региональному научно-исследовательскому гидрометеорологическому институту (ДВНИГМИ).
Арктическая сага
“Аврору Австралис” сначала попросили остаться поблизости от “Снежного дракона” на случай, если китайскому судну потребуется срочная помощь, но потом AMSA разрешило австралийскому ледоколу взять курс домой.
Сейчас судно движется к научной базе на островах Уиндмилл для пополнения запасов, а затем направится в Хобарт, столицу Тасмании и отправную точку большинства антарктических экспедиций.
Как передает с борта “Авроры Австралис” корреспондент Би-би-си Эндрю Лак-Бейкер, “ирония этой ситуации заключается в том, что в задачу “Снежного дракона” изначально входило пробить путь в ледяном массиве для более мелкого российского судна. Но это оказалось невозможно, и теперь китайский ледокол сам оказался в ледовом плену”.
Это – последний поворот истории, которая превращается в настоящую антарктическую сагу, добавляет Лак-Бейкер.
“Академик Шокальский” пытался повторить маршрут, которым столетие назад прошел австралийский естествоиспытатель Дуглас Моусон.
Накануне Рождества погода резко ухудшилась: началась метель, ветер усилился до 70 километров в час.
В результате исследовательское судно оказалось затерто мощными льдами и вдобавок ко всему получило повреждение обшивки.
Это произошло в море Дюрвиля в полутора тысячах морских миль (2700 километров) от Хобарта.
25 декабря был подан сигнал бедствия, после чего Австралийское управление морской безопасности направило на помощь полярникам три ледокола – австралийский “Аврора Австралис”, французский “Астролябия” и китайский “Снежный дракон”.
Однако их попытки пробить лед не увенчались успехом.
Российская команда “Академика Шокальского” может провести на его борту много недель в ожидании ослабления ледового панциря.
Поэтапная эвакуация
Эвакуация пассажиров с “Академика Шокальского” началась в четверг после многочисленных задержек.
Вертолет со “Снежного дракона” доставлял их группами по 10-12 человек на плавучую льдину рядом с “Авророй Австралис”, а затем их перевозили на само судно.
Сначала предполагалось, что вертолет будет доставлять пассажиров с “Академика Шокальского” на борт “Снежного дракона”, к которому подойдет баржа с “Авроры Австралис” и заберет эвакуированных.
Однако затем Австралийское управление морской безопасности передало, что из-за плохого состояния льда баржа с австралийского судна не может дойти до китайского ледокола, из-за чего операцию по эвакуации пришлось в очередной раз отложить.
Вариант прямой эвакуации на “Аврору Австралис”, по словам представителей AMSA, был исключен, поскольку вертолет не мог приземлиться ни на судно, ни на ледяной покров рядом с ним.
Крис Терни, руководитель научной экспедиции, находившейся на борту “Академика Шокальского”, выразил надежду на то, что и российское, и китайское суда смогут как можно скорее освободиться из ледового плена и пуститься в плавание.