Социальный коллапс в Якутии

socialnyj-kollaps-v-yakutii

Дефицитные советские времена вспомнили этой осенью жители северных районов Якутии. В магазины выстроились огромные очереди за картошкой, крупой, овощами. Не купишь сейчас – завтра останешься ни с чем. Продуктов на всех уже не хватает. Как не хватает топлива для обогрева домов – котельные переходят на режим экономии. Вдобавок – аварии на теплотрассах. А впереди – зима и «минус» пятьдесят. Что же происходит в алмазном краю? Якутские новостные ленты сегодня пестрят тревожными сообщениями, похожими на сводки с полей сражений. «Жителям Абыйского района приходится чуть ли не драться за еду», – написало одно интернет-издание. 26 октября полиции пришлось успокаивать недовольных покупателей, несколько часов стоявших в очереди за продуктами в поселковом магазине. Распродажа закончилась потасовкой – продтовары достались не всем. Похожая ситуация повторилась на следующий день. Напряжение дошло до предела».

Нашумевший в новостях поселок Белая Гора – районный центр. Здесь живет постоянно больше двух тысяч человек. Преимущественно русские, как и в соседних северных селениях. Люди живут в глухой тайге, на берегу извилистой реки Индигирка. Основная связь с цивилизацией – по воде. По реке на грузовых судах традиционно доставлялось с «большой земли» продовольствие. И очень важным всегда был последний в году завоз – до того момента, пока река не схватилась льдом. В этот раз не успели. Застряли. В ледовом плену оказались 17 теплоходов. Экипаж эвакуировали вертолетами, а судна остались на зимовку – до июня. Груз охраняют, но доставлять его теперь очень проблематично. Помимо продуктов во льдах застряли тысячи тонн угля, нефти, газоконденсата и солярки. В результате сразу несколько поселков остались накануне зимы без необходимых запасов топлива. Для снабжения северных районов осталось два варианта – авиация и «зимник». При этом «зимник» – сезонную автомобильную дорогу– в местных краях можно проложить только по льду Индигирки и протокам. Обычно автозимник начинает действовать с конца декабря, когда лед на всем пути становится достаточно крепким. Выходит, «дорога жизни» откроется только через два месяца. Не радужная перспектива для северян. Сейчас дорожные службы пытаются всеми силами проложить транспортный путь к поселкам, оказавшимся в блокаде. Задача непростая. Трассу придется намораживать. Легкими бульдозерами счищать снег со льда, чтобы он быстрее наращивался, промерзал. Но даже при экстренных мерах дорогу от застрявших судов до поселков обещают открыть лишь к 15 декабря. А это значит, что ближайшие полтора месяца вся связь северных районов Якутии с «большой землей» будет проходить по воздуху, авиацией. Много ли смогут доставить вертолеты продуктов и топлива – ответ очевиден.

Пока воздушным путем в Белую Гору удалось доставить 4900 тонн угля. По расчетам специалистов этого хватит примерно до 20 ноября. Поэтому котельные переводят на жидкое топливо и экономный режим. Всего, по расчетам ЖКХ, таежному городку вместе с близлежащими селами запасов топлива должно хватить до 1 февраля. Другая беда: с приходом морозов на сетях стали возникать аварии – зима словно застала врасплох коммунальщиков. «Пока в Усть-Куйге бьются над потеплением в нескольких многоквартирных домах, в Усть-Нере предотвращали замерзание всего поселка, – сообщает газета «Якутия». В результате утечки воды встали подающие насосы. Обезвоженную котельную также пришлось остановить. Без тепла остались 79 жилых многоквартирных домов, 55 частных домов, а также школа, детский сад и администрация поселка». Оймяконский район, где возникли проблемы, отмечают журналисты, – самое холодное место Северного полушария. В сильные морозы подобные аварии могут привести к трагическим последствиям.

Кто виноват в неудовлетворительной подготовке к зиме на северах Якутии? Кто ответит за «недозавоз», за дефицит продуктов и испытание холодом населения трех индигирских улусов? Таким вопросом задаются участники форума на одном популярном якутском портале. Основная причина сбоя уже озвучивалась речниками и местными властями – обмеление рек и ранний ледостав. Но есть и другие мнения: в ситуации виновата региональная власть – от нее зависит подготовка к зиме всех районов. Интересно, что в советские времена подобных по масштабам сбоев местные жители не припоминают. Хотя природа здесь никогда не была благосклонна. Зато в последнее время срывы поставок стали происходить с тревожной регулярностью. «Каждый год происходит такое, когда речники недозавозят грузы. Что-то у них с организацией перевозок…» – рассказали в Управлении автомобильных дорог РС (Я) по эксплуатации. Однако среди причин называют не только низкий уровень диспетчерской работы, но и провалы в подготовке речного пути – необходимое углубление дна на Индигирке не провели. По этому поводу местные парламентарии уже инициировали депутатское расследование. Не так давно в интернете появилось интересное мнение о происходящем, которое высказал, так сказать, рядовой пользователь. «Кто виноват и что делать? Вторая часть вопроса худо-бедно решается за счет наших с вами денег, – считает пользователь. – Чтоб завести тонну другую солярки и газоконденсата или досок для ремонта затопленного села Куберганя Абыйского улуса сжигаем тонны более дорогого керосина на вертолетах…» По мнению автора этого высказывания, ответственность должна ложиться на плечи не рядового налогоплательщика, а руководства республики, которое должно отвечать за ошибки в вопросах подбора и расстановки работников. Вношу предложение, пишет блогер: весь летний фонд зарплаты со всеми премиальными и отпускными удержать с виновных структур и направить средства на ликвидацию чрезвычайного положения. Пусть чиновники возмещают затраты предпринимателей и населения. При таком требовании многие сами побегут искать теплое местечко в другие спокойные места, и тогда собрать команду из настоящих профессионалов будет намного проще.