Для перевозок используются железнодорожные паромы проекта CNF03.01 «Smat» и «Feruz» судоходной компании Black Sea Ferry Investment, 51 процент акций которой принадлежит ОАО «РЖД». Оба судна ходят под флагом Мальты и приписаны к порту Валетта (Valletta).
Паром проекта CNF03.01. Головное судно «Smat» заложено 01.10.05, спущено на воду 27.09.06, сдано в эксплуатацию 30.03.07. Второй паром, «Feruz», заложен 14.10.05, спущен на воду 03.05.07, сдан в эксплуатацию 29.11.08.
Такой маршрут заметно сокращает время и удешевляет стоимость доставки грузов из Турции в Российскую Федерацию и республики Средней Азии. При этом в порту Самсун осуществляется либо смена колесных пар (с колеи 1520 мм на 1435 мм и наоборот), либо перегрузка с вагонов на автомобильный транспорт или вагон европейской колеи.
19 февраля в рейс из Турции на порт Кавказ вышел паром «Feruz», имея на борту 40 вагонов со строительными грузами и товарами народного потребления для России, Казахстана и Узбекистана.
Линия открыта на основании Соглашения между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством транспорта и коммуникаций Турецкой Республики об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ и Самсун. Соглашение было подписано 14 мая 2010 года в Анкаре в рамках визита Президента Российской Федерации в Турецкую Республику.
По сообщению пресс-службы Минтранса, в приветственном слове Максим Соколов отметил, что переправа, которая эксплуатируется с декабря 2010 года, выдержала испытание в тестовом режиме.
– В 2012 г. ее грузовой потенциал составил более 40 тысяч тонн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти в 3 раза. В этом году мощности переправы планируется увеличить еще в 2,5 раза. Практикой подтверждено полное соответствие сформированной нормативно-правовой базы для успешной работы на данном направлении всем требованиям перевозочного процесса, –
сказал Министр транспорта России. Он сообщил также, что для успешной работы переправы был создан Совет по ее эксплуатации.
В дополнение к Межправительственному Соглашению об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ и Самсун и Правилам перевозки грузов, вагонов и контейнеров в смешанном международном железнодорожно-паромном сообщении подписано Временное Соглашение между ОАО «РЖД», Генеральной дирекцией государственных железных дорог Турецкой Республики, морским перевозчиком ООО «Блэк Си Ферриз энд Инвестментс», турецкой компанией-оператором в порту Самсун («ЮПМ Наклият») об эксплуатации, пономерном учете грузовых приватных вагонов и контейнеров в смешанном международном железнодорожно-паромном сообщении.
Первый рейс парома проекта CNF03.01 «Smat» был осуществлен на этой линии еще 16 декабря 2010 года.
За 2011 год совершено 7 рейсов по линии Самсун – Кавказ и перевезено 11,237 тыс. тонн грузов. За 2012 год совершено 18 рейсов и перевезено 64,790 тыс. тонн грузов.
Проект парома CNF03.01 разработан Морским Инженерным Бюро.
Суда проекта CNF03.01 «Smat» и «Feruz» предназначены для работы на железнодорожных паромных линиях порт Кавказ – порт Поти, порт Кавказ – порт Самсун (Турция).
Суда спроектированы и построены на класс Российского Речного Регистра M-CП 3.5 с выполнением всех требований Российского Морского Регистра Судоходства.
Предназначены для транспортировки железнодорожных вагонов и накатной техники, а также контейнеров международного стандарта, опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4.1, 4.2, 5, 6.1, 8, 9 и негабаритных грузов.
Длина габаритная 150,32 м, длина между перпендикулярами 140,31 м, ширина габаритная 22,0 м, ширина расчетная 21,0 м, высота борта 7,15 м. Размеры проекта являются рекордными для судов, построенных на класс Российского Речного Регистра.
Дедвейт около 6500 тонн при осадке по грузовую ватерлинию 3,80 м, что позволяет судам работать с мелководного порта Кавказ (Российская Федерация) на порт Самсун (Турция) и порт Поти (Грузия) с целью обеспечения перевозок грузов Россия – Турция, Россия- Армения.
На ходовых испытаниях головное судно показало скорость 10 узлов при использовании 75% мощности двух ДГ и великолепную управляемость в стесненных условиях – с помощью двух подруливающих устройств судно разворачивалось на месте.
Судно проекта CNF03.01 имеет носовую рубку и носовое машинное отделение, гребные электродвигатели располагаются в корме.
Железнодорожные вагоны размещаются на пяти путях верхней палубы.
Вместимость по железнодорожным цистернам с длиной между автосцепами 12020 мм – 50 единиц. Вместимость по железнодорожным грузовым вагонам с длиной между автосцепами 14730 мм – 38 единиц. Вместимость по железнодорожным пассажирским вагонам с длиной между автосцепами 24540 мм – 22 единицы.
Вместимость по большегрузным автомобилям – 64 единицы. Вместимость по 20-ти футовым контейнерам – 106 единиц в одном ярусе (в зависимости от массы контейнеров общее количество TEU может достигать 318 единиц).
В сочетании с малой осадкой паром проекта CNF03.01 не имеет аналогов в мире по количеству принимаемых на борт вагонов.
Особенностью данного парома является наличие как путей с колеей российского стандарта, так и с колеей европейского стандарта. Погрузка-выгрузка осуществляется в одной плоскости, что существенно удешевляет береговые терминалы и обеспечивает погрузку-выгрузку состава из 50 вагонов в течение 1,0 – 1,5 часов.
Грузовая палуба рассчитана на перевозку железнодорожных вагонов массой до 97 тонн, допускаемая нагрузка колесной техники на ось – 12 тонн.
Размеры грузовой палубы (длина 122,7 м, ширина 21,0 м) позволяют перевозить так называемые проектные грузы, которые не возможно разместить на обычных судах.
Наличие носовой рубки практически не ограничивает по высоте габариты нестандартного груза.
Судно двухвальное, скорость в эксплуатации 10,0 узлов, имеет два подруливающих устройства.
Автономность — 15 суток. Экипаж – 16 человек. Общее количество мест – 23.
В торжествах приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, руководитель Федерального Агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Виталий Клюев, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, генеральный директор компании-оператора паромной линии «Кавказ-Самсун» Хоким Матчанов, турецкие официальные лица.