Спасители Аляски вернулись в родной порт

spasiteli-alyaski-vernulis-v-rodnoj-port

Во Владивосток вернулся российский танкер “Ренда”, который в тяжелейших условиях совершил рейс через льды Берингова моря, чтобы спасти от замерзания городок Ном на Аляске. В период зимнего завоза туда не успела дойти американская баржа, и местные власти обратились за помощью к России.

До причальной стенки остались последние метры. Еще немного, и российский танкер “Ренда” швартуется в родном порту Владивосток. За кормой остались десятки жестоких штормов и сотни миль ледовых полей Берингова моря. И целый американский город, спасенный от замерзания в самый разгар зимы!

Десять дней российский танкер пробивался сквозь лед, следуя за ледоколом Береговой охраны США. В воздухе работали американские беспилотники, которые передавали на судно аэрофотоснимки Берингова моря для того ,чтобы российские моряки могли ориентироваться в сложной ледовой обстановке. Это была самая настоящая спасательная операция, за ходом которой с волнением следили 3,5 тысячи жителей города Ном на Аляске.

По аналогии с Россией, в США есть так называемый “северный завоз” – летом в северные порты страны морским путем доставляют топливо, воду, еду и все самое необходимое. Осенью мореплавание завершается, так как лед в этих широтах становится таким, что не каждый ледокол может с ним справиться. В конце прошлого года баржа со снабжением из-за сильных штормов не смогла вовремя дойти до города Ном, оставив его жителей без топлива.

Тогда американская сторона попросила помощи у российских моряков, уже имеющих богатый опыт доставки грузов в порты Колымы, Чукотки и Камчатки. День 7 января не стал праздником для команды танкера – “Ренда” вошла в зону 10-бального льда. Толщина ледовых нагромождений доходила до полутора метров, и на помощь российскому танкеру подошел ледокол Береговой охраны США “Хили”.

Но продвижение каравана к бедствующему городку было все-таки слишком медленным, так как этот тип ледоколов рассчитан не на проводку судов, а только на самостоятельное плавание во льдах. Третий помощник капитана танкера “Ренда” Дмитрий Тусменко пояснил: “У него узкая корма, обводы самого корпуса не позволяют сделать широкий фарватер – проход для того, чтобы теплоход мог уверенно за ним проходить. Поэтому, как только он пять кабельтовых от нас убежит, то начинается сжатие льда, и нас затирало в фарватере”.

Сильный встречный ветер и постоянное сжатие льдов усложняли ситуацию. Хотя попытка доставить топливо в арктические районы Аляски в зимний период, когда воды затянуты плотным льдом, была предпринята в США впервые, эта операция увенчалась успехом. Танкер доставил в Ном солярку, керосин и бензин – всего около 5 тысяч тонн нефтепродуктов. Перекачка топлива велась два дня подряд.

Капитан танкера “Ренда” Сергей Копытов рассказал: “Мы пришли туда, в порт Ном, осуществили выгрузку, и чудом успели закончить, потому что, когда мы закончили, на следующий день поднялся сильный ветер, судно оттащило от берега”.

Когда операция по спасению Нома от замерзания еще только планировалась, возникло неожиданное препятствие – часть груза российский танкер должен был забрать в американском порту Датч-Харбор. По законам США, судно под иностранным флагом не может перевозить грузы внутри страны, но члены американского конгресса пошли на временную отмену этого запрета. Генеральный консул США во Владивостоке Сильвия Курран отметила: “Я думаю, что это событие было хорошим примером профессионализма российских моряков. Наверное, жители Нома и все граждане США никогда не забудут об этом”.

Генконсул США во Владивостоке стала первой встречающей российских моряков после тяжелого рейса. В подарок дипломат вручила членам команды “послание от детей Нома” -в знак признательности экипажу “Ренды” школьники младших классов нарисовали стенгазету. Стоянка танкера в порте приписки будет недолгой. За время спасательной операции судно не получило повреждений, и уже через неделю теплоход вновь выйдет в море.