Странные пираты Балтийского моря

strannye-piraty-baltijskogo-morya

Сухогруз Arctic Sea с 15 российскими моряками на борту, найденный в минувший понедельник в районе африканских островов Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде) кораблями ВМФ России, был захвачен группой пиратов, состоящей из четырех граждан Эстонии, двух граждан Латвии и двух россиян. Причем захват судна произошел еще в водах Балтийского моря.

Таковы первые выводы дознания, которое провели представители ВМФ России, сообщил вчера по поручению президента России Дмитрия Медведева министр обороны Анатолий Сердюков. По словам Сердюкова, операция по освобождению судна прошла без единого выстрела. Пока, однако, нет никаких правдоподобных версий о том, чем именно пиратов заинтересовало построенное еще в 1991 году судно с грузом древесины. Опрошенные “Газетой” родственники моряков, ждущие их в родном Архангельске, утверждают, что до сих пор не могут связаться с недавними пленниками. В компании Solchart Arkhangelsk (“Солчарт Архангельск”), эксплуатирующей сухогруз, зарегистрированный на Мальте, также пока не знают точно, когда судно сможет попасть в ближайший порт.

“В результате следственных действий было установлено, что 24 июля в 23.00 по московскому времени к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина РФ, — сообщили “Газете” в Следственном комитете при прокуратуре РФ (СКП). — Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт Arctic Sea и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений. Далее судно двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование”.

Такую же версию около полудня озвучил президенту России министр обороны Анатолий Сердюков, сообщивший также, что операция по освобождению экипажа прошла без единого выстрела.

Успешная погоня “Ладного”

В СКП “Газете” сообщили, что следственные действия с захватчиками продолжаются на борту большого противолодочного корабля Черноморского флота РФ “Ладный”, который участвовал в освобождении судна. Уголовное дело возбуждено по пункту “а” части 3 статьи 126 УК РФ (похищение человека, совершенное организованной группой).

В Москве для его расследования сформирована следственная группа из представителей Главного следственного управления, которая скоро отправится на борт “Ладного”.

Более подробные данные о захваченных лицах представитель СКП сообщить отказался.

Издатель морского интернет-бюллетеня “Совфрахт” Михаил Войтенко, проводивший собственное расследование происшествия, признался “Газете”, что не верит в официальную версию. “Какая-то нелепица. Стороны, которые в этом замешаны, пытаются играть на опережение, но у них это пока плохо получается, — отметил Войтенко. — Лично мне картина полностью ясна: экипаж будут везти прямиком в Архангельск и ровно столько времени, сколько нужно, чтобы они выучили нужные слова и подготовились ко встрече с родственниками и журналистами”.

“Все нормально. Идем на Алжир”

Команду в Архангельске ждут и семьи моряков. Они не выходили на связь уже почти месяц. “23 июля мне пришло последнее SMS от мужа моряка Сергея Петрука, — рассказала “Газете” жена матроса Оксана Петрук. — Он написал мне: “Все нормально. Идем на Алжир”. В этом районе связи нет по 10 дней. Поэтому в первые две недели я даже не особо волновалась из-за отсутствия вестей.

Но когда его звонков не было и в начале августа, мы все очень испугались. Начали звонить в “Солчарт”, но там нам отвечали, что никакой информации нет”.

Никакой информации или психологической поддержки, по словам Петрук, семьи моряков не получали и от властей Архангельска. Ей, оставшейся с двухлетней дочкой, даже никто не позвонил и не предложил помощь.

“Мой муж всего второй раз вышел в море для того, чтобы доставить древесину в порт Алжира, — сказала Петрук. — И, конечно, после того, что мы с дочкой натерпелись за прошедшие две недели, постараемся отговорить его отправляться в море еще раз. Сейчас мы просто ждем, когда закончатся следственные действия и его доставят в Архангельск. Надеемся, что это случится как можно раньше, но когда — мы не знаем”.

Супруга старпома судна Евгения Фалина Ольга также ничего не знает о местонахождении своего мужа. Она лишь сообщила “Газете”, что на связь с ней в последний раз он вышел 26 июля, спустя два дня после захвата судна. Но что тогда муж сказал ей, Ольга скрывает. По ее словам, муж описывал предстоящий рейс как совершенно обычный и перед отплытием никакой тревоги не выказывал.

“Где находится судно, движется оно или нет, мне пока совершенно неизвестно. Сейчас его судьбой занимается ВМФ России, — заявил “Газете” директор компании “Солчарт Архангельск” Николай Карпенков. — Говорить о смене команды пока преждевременно. Для того чтобы новая команда попала на борт, судно как минимум должно зайти в порт. А пока, как мне известно, оно находится в океане”.

Карпенков также опроверг версию о том, что на судне мог находиться опасный или особо ценный груз: “Мы специализируемся на перевозке древесины из портов Скандинавии в порты Средиземноморья. И ничего другого на наших бортах перевозить просто не можем. У меня даже нет версий, чем наше судно могло быть интересно пиратам”.

Карпенков отметил, что пока “Солчарт Архангельск” начал подбор новой команды. “Как только нам будет известен порт захода, мы отправим на него своих сотрудников, — сказал директор. — Но когда это случится, мы не знаем”.

Все хотят расследовать

Версию о том, что из России корабль вез некий секретный груз, опровергают не только в Архангельске, но и в Калининграде, откуда он стартовал в сторону Финляндии. В дирекции калининградского порта ” Газете ” сообщили, что сухогруз Arctic Sea прибыл в порт 26 июня текущего года, прошел плановый ремонт и 17 июля отбыл в Финляндию, причем без груза.

Напомним, 22 июля Arctic Sea с грузом пиломатериалов общей стоимостью около $2 млн вышел из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) курсом на Алжир. В алжирский порт Беджая он должен был прибыть 4 августа.

Вчера в Таллине было официально объявлено о том, что в связи с захватом принадлежащего финской компании сухогруза Arctic Sea финские власти уже обратились к правоохранительным органам Эстонии с просьбой о правовой помощи — и эту просьбу эстонская сторона удовлетворила. Между тем судно плавало под мальтийским флагом, поэтому власти этого государства также объявили, что ведут собственное расследование.

Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт заявил, что связался с целым рядом российских ведомств — МИДом, ФСБ, Минобороны, а также с посольством РФ и Интерполом, однако не получил пока ни списка задержанных эстонцев, ни каких-либо иных сведений.

По словам Паэта, “нам пока неизвестно, как зовут предполагаемых захватчиков, являются ли они гражданами Эстонии и при каких условиях они были задержаны”.

В эстонской прокуратуре отмечают, что российские власти не обращались к Таллину с просьбой о правовой помощи в связи с предполагаемым захватом Arctic Sea.

В Риге также заявляют, что никакой информации о причастности к данному инциденту своих граждан нет и у властей Латвии.

О своем желании участвовать в расследовании уголовного дела о похищении сухогруза уже высказали шведские власти, так как пиратский захват якобы произошел в водах этого государства, а также полиция Финляндии, откуда начал свой загадочный рейс Arctic Sea.

Тактико-технические характеристики корабля-освободителя

Сторожевой корабль проекта 1135 “Ладный” является одним из двух фрегатов Черноморского флота ВМФ России. Длина корабля — 123 м, ширина — 14,2 м, осадка — 4,28 м, экипаж около 200 человек. Фрегат вооружен двумя двухстволовыми 76,2-миллиметровыми орудиями, двумя торпедными аппаратами, реактивными бомбометами, ракетным комплексом “Раструб” и ЗРК “Оса-МА-2”. В августе 2008 года принимал участие совместно с ВМС стран НАТО в операции “Активные усилия” по борьбе с пиратами у берегов Африки.

Кто осудит пирата в открытом океане

Остается пока открытым и вопрос, на какой юридической основе могут быть осуждены граждане прибалтийских государств, задержанные российскими моряками посреди Атлантики. Как пояснил корреспонденту “Газеты” президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин, в данном вопросе перевес — на стороне того государства, чей военный корабль освободил заложников.

“Военный корабль может захватить любое судно, если подозревает, что на нем происходят пиратские действия, — заявил Колодкин. — Остановить его, арестовать людей и имущество. И не важно, какому государству принадлежит судно, на борту которого находятся пираты.

Кроме того, страна, под флагом которой ходил военный корабль, в данном случае — это Россия, согласно Конвенции ООН по морскому праву, может организовать над преступниками судебный процесс”. Впрочем, Колодкин добавляет, что в данной ситуации, безусловно, суд должен быть организован по договоренности с властями других стран, высказавших свое желание участвовать в расследовании. “Но я думаю, что никаких проблем с этим не возникнет и пиратов доставят в Россию, где их и будут судить”, — подытожил эксперт.

Исчезновение Arctic Sea — что это было?

Юрий Кобаладзе, бывший руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки, управляющий директор по корпоративным отношениям компании X5 Retail Group N.V.

Я просто в недоумении!

У меня создалось впечатление, что всю эту историю сами выдумали, сами решили задачу по освобождению, а потом доложили и сами себе сказали: какие же мы молодцы.

Очень, скажем так, любопытным было интервью с постоянным представителем России при НАТО Дмитрием Рогозиным, который сказал, что “это была блистательная операция, которая была блистательной не только по технике исполнения, но и по своей информационной задумке”.

А что, все это было задумано для поднятия информационного престижа страны? Короче говоря, я запутан, недоумеваю, не могу ни в чем разобраться, но счастлив, что все спасены. С самого начала все это казалось мне каким-то бредом.

Эта странная и запутанная история завершилась еще более странно и запутан но. Ничего невозможно понять. И, главное, кому и зачем все это было нужно, какие цели стояли и чего достигли? Только время покажет, что это было. Если бы сухогруз, не дай бог, как “Титаник”, столкнулся бы с айсбергом или на нем что-то бы взорвалось… Но данный слу- чай вообще непонятен. Сухогруз, как “Летучий голландец”, летал, летал и вернулся.

Татьяна Дмитриева, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, бывший министр здравоохранения, академик РАМН

Могу вас заверить, что это точно не имело никакого отношения к психическим расстройствам. То, что называют Бермудским треугольником, все-таки связано с некими силами природы. А ситуация с сухогрузом явно очеловечена. Вероятно, проводилась какая-то, скажем так, операция и что-то не сработало. Скорее всего, это какой-то вариант криминала. А вот вариант коллективного помешательства я бы полностью исключила. Такого в жизни не бывает. Произошла некая детективная история.

Федор Конюхов, путешественник

Это точно не проблема, связанная с системами спутникового слежения или связи. Если не работает система слежения, то на таком корабле есть минимум три спутниковых телефона. Еще есть широкополосный спутниковый интернет, электронная почта — члены команды всегда могли дать о себе знать. У меня на спортивной яхте три спутниковых телефона, а уж на гигантском корабле и подавно. Скорее это конфликт хозяйствующих субъектов, в который оказались вовлечены и государство, и ВМФ. Это не природные катаклизмы, штормы и ураганы, а выяснение отношений между судовладельцем и, скажем, партнерами, заказывающими перевозку грузов. Надо сказать, Атлантика — самые оживленные воды Мирового океана, там самый плотный судовой трафик в мире, и если бы кораблю нужно было себя обнаружить, он по рации элементарно связался бы с идущим рядом судном. Невыход на связь и имитация потери судна — деяния абсолютно умышленные.

Сергей Зивенко, президент торгово-промышленной группы “Кристалл”

Судя по передвижению, сухогруз вез что-то запретное, потом довез и вернулся. Скорее всего, там была какая-то контрабанда. Вряд ли на судне все разом так сильно выпили, что и себя не помнили. Мутная история.

Георгий Гречко, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза

Наверное, там был какой-то таинственный груз. Помните, затонул паром “Эстония”? А ведь причины неизвестны до сих пор, и тогда было подозрение, что там тоже был некий груз. И, по-моему, жены моряков с сухогруза все как-то темнили. А может быть и такое: четыре эстонца, два украинца и два русских подумали, что раз какие-то негры захватывают корабли и получают миллионы, то почему бы и им не попробовать? Правда, от неумения у них ничего не вышло.

Михаил Жванецкий, писатель-сатирик

Просто мозгов не хватает, чтобы все это осмыслить! Кто там, что там — совершенно непонятно.

То ли судно было загружено лесом, то ли это были орудийные стволы, замаскированные под лес… Сообщалось, что в команде, которая захватила сухогруз, был и русский. То есть сомалийские пираты, которые скромно оканчивали Одесский институт инженеров морского флота, оказались не одиноки. Я чувствую, что и другие выпускники тоже проявили инициативу, и мне видна вся успешность этого предприятия.

Если все это так, то интернациональные команды пиратов делают огромные успехи: повсюду выкупы, выкупы и выкупы. Конечно, все это будет перемещаться в нашу сторону, ведь тогда было неплохое образование. А вообще, очень не хочется гадать. Думаю, нам скоро объявят результаты работы комиссии. Правда, мы и потом точно так же будем спрашивать друг у друга: а что же это было?