В пятницу, 30 августа, Президент России Владимир Путин высказался на совещании по перспективам развития гражданского судостроения, которое состоялось во Владивостоке.
Мы не сразу решили, стоит ли об этом писать, поскольку на совещании не случилось ничего существенно нового или позитивного по сравнению с нашей новостью «После состоявшейся замены одного руководителя Объединённой судостроительной корпорации на другого, ещё лучшего, в стройку заводского комплекса «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) будут вброшены новые бюджетные деньги» от 23.06.2013».
Выступая, Владимир Владимирович, в частности, произнёс риторическую фразу: «Наше судостроение должно предоставлять качественную и конкурентоспособную продукцию». То есть, Президент, видимо, понимает, что пока это не так. А затем он дал указание:
– Но и заказчики российские должны иметь в виду, что при всех равных составляющих заказывать надо на отечественных верфях, а не обеспечивать налогооблагаемой базой заграницу.
Предлагаем наше традиционное пари и ставим бутылку лучшего доминиканского рома Ron Barceló Imperial против чашки кипятка из кремлёвского буфета, что это распоряжение Владимира Владимировича не будет выполнено. Не понесут люди бешеные деньги в ОСК. Потому что в Китае суда строят дешевле, а в Европе – лучше. Оговоримся: в Китае тоже можно построить хорошее судно, надо только поставить себе такую задачу.
Деньги в ОСК не понесут точно так же, как рыбаки-маломерщики не понесли деньги в Минтранс после выхода Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». В этом году чуть летняя путина не сорвалась из-за того, что больше половины рыбаков не перерегистрировали свои суда. Пришлось выпускать Телеграмму Минтранса России N МС-32/719, МЧС России N 55-435-29 от 09.07.2013 «Об освидетельствовании маломерных рыболовных судов» и, фактически, отыгрывать 36-й закон назад.
И в Российский международный регистр судоходства судовладельцы денег не несут. Как он был пуст, так остался.
Что касается зарубежных верфей, то им Путин адресовал прямое предупреждение:
– Нашим партнерам и производителям техники должно быть понятно: с какого-то времени мы у них закупать не будем, если они не будут с нами кооперироваться.
Конечно, в мировом судостроении кризис, но, вряд ли, кто-то испугается. Доля российских заказчиков среди клиентов иностранных судостроительных заводов – совсем не то, что объём заказов Советского Союза на верфях Финляндии, ГДР, Польши и Югославии. Политика «тащить и не пущать» может сработать в отношении Украины (и то, не факт), не более.
Отдельным важнейшим вопросом на совещании стало строительство скандально известного «Дальневосточный центра судостроения и судоремонта» (ДЦСС). Объединённая судостроительная корпорация тратила бюджетные деньги, информировала Правительство о том, что всё идёт по плану и выполняется на 100 процентов, но, оказалось, информация не соответствует действительности.
Создание верфи по строительству буровых платформ «Восток-Raffles» в бухте Чажма на территории «30 судоремонтного завода» (СП с китайско-сингапурской Yantai Raffles) заморожено, для неё выбрана новая площадка. Верфь «Звезда-DSME» в Большом Камне должна была заработать осенью 2012 года и начать строительство газовозов и прочих крупнотоннажных танкеров. Однако DSME – корейская Daewoo Shipbuilding Maritime Engineering – в проекте больше не участвует. ОСК в одиночку что-то, вроде бы, возводит.
Теперь на совещании во Владивостоке решено передать создание «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» частному консорциуму, в котором общее руководство будет осуществлять «Газпром банк». «Роснефть» займётся формированием портфеля заказов. А реализовывать проект достанется (предположительно) General Electric Company, Parker drilling (один из мировых лидеров в бурении на морском шельфе и строительстве платформ) и неким южнокорейским компаниям. Владимир Путин застолбил долю в консорциуме также для ОСК.
Определены примерные новые сроки вода ДЦСС в эксплуатацию – 2018-2020 год. Документы по консорциуму должны быть готовы к концу текущего сентября.
Ещё Владимир Владимирович говорил о 512 судах (на общую сумму 6,5 трлн рублей), которые потребуются при освоении шельфовых месторождений при активном использовании Севморпути. Интересно было слышать – на фоне того, что проект по разработке Штокмановского месторождения заморожен, с Карским морем пока ничего не ясно, а Северный морской путь на данный момент так же привлекателен для иностранных перевозчиков, как Российский международный регистр судоходства – для российских судовладельцев.
Словом, о тех бюджетных деньгах, которые уже зарыты в землю на Дальнем Востоке, следует забыть. Пришла пора копать новую яму на судостроительном Поле Чудес.