Судовладелец и капитан сухогруза «Амурская» обманули инспекцию государственного портового контроля в порту Николаевск-на-Амуре Само судно, возможно, затонуло в Удской губе Охотского моря, а причиной трагедии стало нарушение «Правил безопасности морской перевозки грузов», утверждённых Приказом Минтранса от 21 апреля 2003 года № BP- 1/п.
Как выяснил «В окияне-море», судно для генгруза «Амурская» только по документам направлялось из Николаевска-на-Амуре в порт Москальво на севере Сахалина. На самом деле, в Москальво оно не заходило.
Судовладельца, хабаровское ООО «Морпорт», мы считаем причастным к обману потому, что капитан никогда не решится на игры с ИГПК без приказа работодателя.
Истинный маршрут «Амурской» пока не известен. Достоверно установлена только его последняя точка – портопункт Киран. Одна из ведущих российских компаний по добыче и производству золота – ОАО «Полиметалл» – использует этот портопункт для вывоза руды с золотых месторождений Авлаякан и Киранкан.
Сухогруз должен был доставить около 700 тонн золотосодержащей руды из Кирана в порт Охотск для переработки на Хаканджинской золотоизвлекательной фабрике.
Руду в трюмы «Амурской» грузили с баржи. Так как теплоход совершал «левый» рейс, то маловероятно, что были соблюдены все необходимые процедуры по исследованию пригодности груза к морской транспортировке, что капитан получил от грузоотправителя положенную декларацию о транспортных характеристиках навалочного груза и Сертификат о транспортных характеристиках груза на момент погрузки, разработанный признанной организацией.
Ситуация, заложником которой оказался экипаж судна, была осложнена тем, что недавно Министерство транспорта России зарегистрировало в Минюсте приказ №196, который изменил упомянутые Правила в худшую сторону. Можно сказать, что Минтранс сделал всё возможное для того, чтобы облегчить морякам гибель на море.
«Амурская» вышла в рейс в штормовую погоду – ветер 17-20 м/сек, волнение 3 метра, дождь. По условиям открытого хранения в груза в дождливый сезон велика вероятность высокого содержания влаги в навалочном грузе в трюме судна, вследствие чего произошло стремительное смещение груза при качке и почти мгновенное опрокидывание и затопление судна. Только аварийный буй вырвался из морской пучины.
Фактически, теплоход вёз опасный груз. Смещение его от качки весьма и весьма вероятно. Как и то, что искать «Амурскую» с золотой рудой теперь нужно на дне Удской губы.
В пользу этой версии также говорят два факта:
– судовладелец утверждает, что был на связи с капитаном «Амурской» за час до срабатывания аварийного радиобуя;
– танкер «Новик», находившийся в районе, был направлен в точку срабатывания АРБ Морским спасательно-координационным подцентром Южно-Сахалинск и прибыл на место быстро. Но не обнаружил ни судна, ни людей на воде или спасательных средствах.
Опять-таки, получается: если трагедия случилась, всё произошло скоропостижно – смещение груза, неудержимое нарастание крена, опрокидывание и затопление вместе с экипажем.
Да и район, в котором находился сухогруз с мокрой золотой рудой, невелик. Акватория ограничена материком, с одной стороны, и архипелагом Шантарские острова у входа в Удскую губу, с другой. Искать судно особо негде.
И, всё же, надежда, что кораблекрушения не было и «Амурская» не выходит на связь по совсем иным причинам – например, криминальным – ещё сохраняется.