Тема линкора “Новороссийск” в канун даты его трагической гибели 29 октября 1955 года неожиданно приобрела звучание в связи с приобретением российским ВМФ во Франции вертолетоносца типа «Мистраль».
Сторонники сомнительной сделки ссылаются на якобы продуктивный опыт зарубежной постройки царской Россией броненосцев и включения в состав ВМФ СССР бывших итальянских и немецких кораблей. При этом умалчивается о причинах оперативного избавления от «иностранцев» после подрыва ЛК “Новороссийск”. Затонувшего, как известно, из-за потери остойчивости при большом запасе плавучести, не реализованном для спасения флагманского корабля эскадры Черноморского флота.
Технологическая несовместимость
Стало очевидным, что поддержание боеготовности трофейных кораблей в силу технологической несовместимости с отечественными – бремя, непосильное для ОПК. В первую очередь это относилось к уникальному даже по современным меркам, “Новороссийску”, – как продукту глубокой модернизации в 1933 – 1937 годах итальянского ЛК «Джулио Чезаре».
Отечественные судостроители не владели передовыми технологиями модернизации линкоров нашей постройки – ровесников «Джулио Чезаре» и создания ему подобных тяжелых крейсеров новых проектов.
В докладе от 25 ноября 1955 г. начальник Главного штаба ВМФ Фокин А.В. сообщал: «Наши требования Минсудпрому выполнить кренование и отработать документацию были отклонены. До правительства об этом доведено не было». По этой причине аварии на ЛК “Новороссийск” возникали неоднократно.
Роковую роль при потере остойчивости сыграло распространении воды на броневой палубе по левому борту из-за отсутствия в течение всей службы в ВМФ СССТ крышек (лючков) в водонепроницаемых переборках в месте прохождения монорельса для транспортировки боезапаса.
В очередной раз Его величество «человеческий фактор», порожденный отсутствием рабочей документации, отражающей знания и опыт поколений специалистов и ученых, напомнил о себе на Саяно-Шушенской ГЭС.
Смена вех военно-технической политики
Катастрофа “Новороссийска” стала последним доводом руководства страны к смене прошлых приоритетов военно-технической политики и конверсии судостроительной промышленности.
Символично, что «смена вех» произошла 29 октября 1957 г. на Пленуме ЦК КПСС ровно через два года после катастрофы.
Смысл революционных перемен Н.С.Хрущев обозначил так: “Нам предложили вложить во флот более 100 миллиардов рублей и строить старые катера и эсминцы, вооруженные классической артиллерией. Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова…. думать, заботиться о флоте, об обороне, он оказался неспособным. Нужно все оценивать по-новому. Надо строить флот, но, прежде всего, строить подводный флот, вооруженный ракетами”.
Десятилетний план судостроения, не отражающий приоритеты развития ОПК, руководство страны не поддержало, что и решило судьбу Н.Г.Кузнецова.
Последующее назначение Главкомом ВМФ С.Г.Горшкова открыло пути сокращения средств, выделяемых для ВМФ. Прекращение постройки артиллерийских крейсеров позволило высвободить дефицитные крупные стапельные места и приступить к массовой постройке гражданских судов различного назначения («История отечественного судостроения», т.5, с. 120).
Адаптация ракетного оружия к морской среде стала мощным фактором научного и технологического подъема экономики страны. Второе дыхание, получили кораблестроение, навигация, связь, боевое управление, вся наземная инфраструктура обеспечения эксплуатации ракетных комплексов».
Этапы Большой Борьбы
Логика и психология революции в ОПК выбрала мишенью незаурядную личность Н.Г.Кузнецова. Перенесшего инфаркт и за пять месяцев до катастрофы, 26 мая 1955 г. подавшего рапорт об отставке. Отказ означал незавершенность аппаратной интриги, где роль Главкома ВМФ была ключевой.
Информационный вектор локализовал объекты Большой Борьбы.
Совершенно «случайно», в мае 1955 года в арсенале взорвался артиллерийский снаряд, выгруженный с линкора. Детонации остального боезапаса не произошло и ЧП не расследовалось.
Штаб ЧФ и Севастополь с мая жили в ожидании катастрофы. Не успело стихнуть октябрьской ночью эхо взрыва, в Москву полетел доклад о само подрыве боезапаса на ЛК “Новороссийск”. А сидевшая «на чемоданах» госкомиссия с проектом доклада немедленно вылетела к месту событий.
Сентябрьское (1955 г.) совещание в Севастополе вошло в историю установкой министра обороны Г.К.Жукова и Н.С.Хрущева о том, что «надводные корабли утратили свое былое значение» и «пора освободить верфи от крейсеров». Вскоре, на встрече в Ялте, Жуков в присутствии Хрущева в пылу критики предупредил Кузнецова о грядущем ЧП на флоте.
О течениях в аппаратной глубине Н.Г.Кузнецов пишет: «В октябре того же 1955 года разговоры об уходе с должности приобрели реальное воплощение в виде официального заявления в мой адрес, что меня, конечно, нужно освободить, но не по болезни, а по другим мотивам» (Крутые повороты, с. 107).
Конец октября ознаменовался подготовкой к решающей фазе борьбы.
По причине отсутствия задач на ЛК “Новороссийск” наступил отпускной сезон. Командир корабля, командиры электромеханической и других боевых частей, ответственные за живучесть и непотопляемость, отбыли в отпуск.
Эскадра ЧФ за неделю до катастрофы выходит в море, по возвращении ее личный состав оповещается об обнаружении неизвестной подводной лодки.
На этом фоне 28 октября линкор совершил внеплановый выход в море.
С опорой на историю
Приказ встать на якорную бочку № 3 поступил, когда “Новороссийск”, возвращаясь в базу, уже лег на Инкерманские створы. Действовавший по своему плану линкор заходил в базу первым и долго швартовался, перегородив бухту.
Остальные корабли эскадры были задержаны на внешнем рейде и позже швартовались, проходя мимо “Новороссийска”.
Эти обстоятельства исключают популярные до сих пор версии применения систем оружия итальянского или английского происхождения – боевых пловцов, человекоуправляемых торпед и мини-ПЛ типа “Миджет”. Ибо нереально развернуть и перенацелить диверсионные силы и средства на маневрирующие корабли. И уж совсем фантастично установить под “Новороссийск” две тонны взрывчатки даже флотилией мини-ПЛ или ротой подводных диверсантов.
Привлекательность версиям придавал историзм и абсурдное преувеличение оперативных и конструктивных возможностей диверсионных средств. Так при времени реакции от нескольких недель до месяцев, эффективным противодействием была частая смена дислокации кораблей.
Однако ряды знающих поименно итальянских диверсантов продолжают шириться, свидетельствуя о психологически выверенной легенде прикрытия.
Признаком подготовки обещанного Жуковым ЧП явилось нехарактерное для ЧФ нарушение уставного порядка увольнения на берег, когда с учетом отпускников в момент катастрофы на линкоре отсутствовало 80% (вместо 30%) строевых офицеров, что явилось основной причиной гибели после взрыва.
Перед увольнением старпом Хуршудов объявил экипажу о раннем выходе в море, – ставшим последним для многих моряков. Не спешил старпом прибыть по тревоге и взять на себя командование аварийным кораблем.
Сегодня можно сказать точно: в 0.30 29 октября, по возвращении из увольнения личного состава, под правым выстрелом, у башни главного калибра уже стояли катер и барказ с тысячекилограммовыми боеприпасами.
Часовые приборы взрывателей были установлены на 1.30 29 октября – время обхода нарядом носовых артпогребов главного калибра.
По исторической аналогии взрыв ЛК “Императрица Мария” в 1916 году произошел также при обходе артпогребов. Что отметил в докладе по катастрофе кораблестроитель и ученый А.Н.Крылов, выступивший с резкой критикой сложившейся в те годы системы хранения и обслуживания боезапаса.
Однако в отличие от «Марии» боезапас “Новороссийска” оказался вне зоны воздействия энергии двух тонн тротила и не сдетонировал.
По свидетельствам моряков взрыв произошел точно в момент открытия люка носового артпогреба. Строго по сценарию, заимствованному из книги А.Н.Крылова «Мои воспоминания» (впервые издана в 1942 году) в расчете на точность выполнения на линкоре регламента обслуживания боезапаса.
Но сценарий не учитывал физики детонации и гидродинамику взрыва.
Для производства донного взрыва катер и барказ были затоплены до замыкания цепи взрывателей. С участием спасшихся чудесным образом старшине и мотористе разнесенных в щепки плавсредств.
Об основных исполнителях этой акции: старшем лейтенанте спецназа и двух мичманах стало известно в 1993 году.
Генерация экспромтов
К удивлению фигурантов Большой Борьбы линкор “Новороссийск” с тяжелыми повреждениями носовой части сдвоенным взрывом, остался на плаву. Однако при недюжинном безрассудстве командования ЧФ и нарушении рекомендаций специалистов через 2 часа 45 мин. корабль перевернулся и затонул, унеся с собой жизни свыше 600 моряков.
Когда выяснилось, что было два взрыва, яркая вспышка, шапка дыма, воздушная волна, резкий перепад давления и уж совсем нехарактерный при подрыве артпогребов запах бензина, основным содержанием борьбы с упрямыми фактами стала генерация чуждых научной логике экспромтов.
Провал “домашней заготовки” москвичей объяснить катастрофу самовзрывом некондиционного боезапаса, целость которого подтвердили водолазы, породил версию о не вытраленной случайно немецкой мины.
Между тем, если к 1955 году из-за старения источников питания немецкие мины были неисправны, а боеготовность двух из них сверхъестественна, признать одновременность подрыва под “Новороссийском” двух зарядов означало дать импульс к расследованию диверсии. Что исключало перевод борьбы в русло обвинений в некачественном послевоенном тралении.
“Минному” экспромту не помог эксперимент с подрывом двух мин АМД-1000. Словесная эквилибристика вокруг двойного превышения смещений почвы в реальном взрыве не
смогла скрыть факт двух взрывов, кумулятивный эффект и способ постановки зарядов в районе якорной стоянки.
Экспериментаторов с головой выдает отказ привлечь специалистов по гидродинамике взрыва. Без труда объяснивших физику кумулятивного эффекта при подрыве двух донных зарядов с интервалом 0,5 сек., избыточным для инициирования детонации или срабатывания неконтактного взрывателя.
Концентратором энергии в толще воды здесь послужил газовый пузырь. О “газовой камере”, возникающей при взрыве немецких мин RMH догадался и начальник минно-торпедного управления ЧФ Г.М.Марковский.
Тема эта была компетентно пресечена. Отныне считалось: сквозное поражение линкору нанесла одна донная тысячекилограммовая немецкая мина, сработавшая от прибора срочности, случайно оживленного якорной цепью.
Для создания эффекта присутствия разбитых в щепки плавсредств госкомиссия нарисовала динамичную картину пожара у борта линкора. И не забыла переместить катер к форштевню, подальше от воронки от взрыва.
Не менее красочно умолчание о конфигурации воронок, нехарактерной для мощности зарядов, объемном взрыве бензо-воздушной смеси из разрушенных цистерн катера и горении поднятого на поверхность топлива.
Сознательное искажение госкомиссией ключевых фактов говорит о заинтересованности государства в катастрофе линкора “Новороссийск” и наличии стратегических целей проведения столь грандиозной провокации.
Средства достижения этих целей соответствуют слабому госаппарату, не оснащенному иными, более эффективными и не такими жестокими методами перехода к новой модели технологического развития.
В годовщину начала Второй мировой войны лидеры европейских стран дружно приносят извинения за ошибки в ту пору их правительств. Давно назрело посмертное извинение государства и перед моряками «Новороссийска», достойно выполнившими свой долг во имя защиты интересов нашей страны.