Техногенные катастрофы за последние несколько лет стали делом обычным, с каждым годом техническое наследие Советского Союза стареет и угрожает России новыми катастрофами. Крупнейшие техногенные катастрофы последних лет, такие как аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте “Распадская”, гибель старого теплохода “Булгария” и падение самолетов-ветеранов, заставляют готовиться к худшему.
Среди причин техногенных бедствий специалисты называют и изношенность инфраструктуры, и низкий уровень подготовки специалистов, и объективные физические законы. “Катастрофы были, есть и будут, но их будет больше”, – говорит директор Института исследования природных и техногенных катастроф Удмуртского госуниверситета Владимир Колодкин. Причина тому – резкий рост численности населения Земли (в два раза за последние 40 лет). Слова эксперта подтверждает статистика, согласно которой число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х гг., особенно участились катастрофы на транспорте. Еще не закончившийся 2011г. уже успел побить мировой рекорд по количеству техногенных ЧС, а также экономическому ущербу, который они принесли.
РБК опросил экспертов, которые и рассказали, какие аварии могут грозить России в ближайшее время. Помимо разгула стихий, который может привести к лесным пожарам и цунами на Дальнем Востоке, нам стоит опасаться новых крупных происшествий на транспорте, аварий на нефте- и газопроводах, гидротехнических и ядерных объектах.
1. Аварии на транспорте
Этот год в России оказался чрезвычайно урожайным на транспортные аварии. Затонул теплоход “Булгария”, серию из 11 авиакатастроф завершило крушение ЯК-42 с командой ХК “Локомотив”. Однако все эти жертвы ничего кардинально не изменили в ситуации, сложившейся в транспортной сфере, и эксперты признают, что подобные ЧС будут иметь место и в дальнейшем.
Причины катастроф
Старый транспорт, неблагоприятные климатические условия, технические проблемы, человеческий фактор, резонансные колебания, несовершенство нормативно-правовой базы.
Состояние дел в отрасли
Средний возраст российских самолетов 21 год, а почти две трети аэродромов гражданской авиации в стране нуждаются в срочной реконструкции и модернизации: большинство из них были построены более 40 лет назад, на недавнем совещании сообщил министр транспорта Игорь Левитин. Всего в российском авиапарке 1523 самолета, из которых 479 — иностранного производства. Только 52 отечественных самолета, из числа используемых авиакомпаниями, были произведены начиная с 90-х гг.
16% железнодорожных путей России нуждаются в ремонте, причем по этим путям ездят поезда, средний возраст которых – 20-25 лет. Для пополнения парка необходимо ежегодно закупать 800 новых локомотивов, а не 300, как это происходит сейчас.
С речным транспортом ситуация не лучше. На реках работают 128 круизных теплоходов, произведенных за границей, их средний возраст 45 лет. Если в советские времена пассажирскими перевозками занимались крупные пароходства, то сейчас — множество мелких компаний.
Ситуация с российскими автодорогами не меняется и остается одной из бед страны, которая постоянно приводит к жертвам.
Прогнозы
Член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов отмечает, что некоторые катастрофы повторяются из года в год. “К примеру, на железнодорожном транспорте — сходы составов с рельсов в зимнее время. Эта традиция, к сожалению, может быть сохранена. Основная причина – наши климатические зимние сибирские условия. Неприспособленность многих элементов железнодорожного транспорта к зимним условиям создает всплески сходов составов с рельсов, особенно на Урале и в Сибири”, — считает эксперт.
Летать на самолетах также безопасней не станет. “Из-за того, что малые компании оказываются не в состоянии, особенно в условиях кризиса, обеспечить слежение за состоянием авиационных парков и из-за падения квалификации летного состава ситуация с чрезвычайными ситуациями на авиатранспорте будет усугубляться. Катастрофы будут продолжаться, и есть признаки того, что не принимаемые кардинальные решения и ухудшение психологического состояния летного состава усилит так называемый “человеческий фактор”, — рассказал Н.Махутов.
Схожей точки зрения придерживаются и эксперты МЧС, которые в “Прогнозе основных рисков ЧС на 2011г.” отмечали, что “сохранятся высокие риски ЧС, связанных с авариями и катастрофами в малой авиации, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере”.
Состояние дел в сфере водного транспорта, которое хороша показала история с “Булгарией”, также позволяет делать мрачные прогнозы. “Новые суда практически не строятся, потому что отсутствует финансирование и у судовладельцев, как правило, денег нет. Практически все компании-судовладельцы сегодня частные, государство не несет ответственность за состояние судов”, — говорит руководитель экспертного совета в сфере морского и внутреннего водного транспорта комиссии СФ по национальной морской политике, генеральный директор “Гипроречтранса” Владимир Рудометкин.
Крупнейшие катастрофы года
20 июня Ту-134А разбился при заходе на посадку под Петрозаводском. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. По информации МАК, причиной аварии стало непринятие решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты.
11 июля Ан-24РВ, летевший из Томска в Сургут, из-за пожара в двигателе совершил вынужденную посадку на реку Обь. Погибли 7 человек, пострадали еще 30. Причиной возгорания оказалась стружка, попавшая в масло в левом двигателе самолета.
7 сентября под Ярославлем разбился самолет Як-42, на борту которого находился основной состав хоккейной команды “Локомотив” (Ярославль). Выжить удалось только двоим: хоккеисту Александру Галимову, который позднее скончался в больнице, и бортинженеру Александру Сизову.
10 июля на Волге затонул теплоход “Булгария”. За несколько минут погибли 122 человека, спасти удалось 79 человек. По итогам расследования Ространснадзора причиной катастрофы стала совокупность ряда факторов: невыполнение правил безопасности судовладельцем и капитаном при подготовке к рейсу, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
31 июля на Москве реке столкнулся с баржей и затонул катер “Ласточка”. Погибли 9 человек из 16, находившихся на борту.
11 августа недалеко от станции Симское в Челябинской области произошло столкновение двух грузовых поездов с углем. Два человека погибли, с рельсов сошли 70 вагонов. Причиной аварии стали неисправные тормоза одного из составов.
2. Аварии на гидротехнических сооружениях
После страшной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС возникли сомнения в надежности многих гидротехнических сооружений России. Эксперты призывают обратить внимание на старые водные сооружения, авария на которых может привести к десяткам жертв.
Причины
Превышение нормативных сроков эксплуатации оборудования, не готовность плотин к крупным природным катаклизмам, не соответствие гидротехнических объектов нормам безопасности.
Состояние дел в отрасли
Топливно-энергетический комплекс России использует 350 гидротехнических сооружений, из которых 100 – гидроэлектростанции с крупными водохранилищами. Еще около 700 водохранилищ используются для судоходства, 200 — в сельском хозяйстве. Более двух десятков тысяч мелких прудов и водохранилищ используются для других хозяйственных целей.
Прогнозы
“В первую очередь надо опасаться самых крупных возможных катастроф — для России это прорывы плотин на Волге и на сибирских реках, что может привести к миллионам жертв”, — предупреждает эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин.
“Не исключены аварии на шламонакопителях”, — добавляет руководитель программ “Гринпис” Иван Блоков. “По сути это гидротехнические объекты, которые стареют, из которых многие сотни, если не тысячи, не соответствуют требованиям безопасности. Практически все они за малым исключением были построены в советские времена и рассчитаны на 10-20, какие-то на 30 лет. Предсказать, когда что-то произойдет, довольно сложно, но с каждым годом повышается вероятность того, что где-то на них произойдет авария”, — отмечает представитель “зеленых”.
История катастроф
Наиболее крупная авария на гидросооружениях в истории современной России произошла 17 августа 2009г. на крупнейшей в России гидроэлектростанции — Саяно-Шушенской ГЭС. 3 из 10 генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены. Погибли 75 человек. Саяно-Шушенская ГЭС обеспечивала потребности в электроэнергии для четверти Сибири. Восстановительные работы на гидроэлектростанции закончатся не ранее 2014г.
Самой разрушительной катастрофой за всю историю существования ГЭС стал прорыв плотины китайского водохранилища Баньцяо на реке Жухэ в провинции Хэнань в 1975 году. В результате ЧП погибло более 170 000 человек, пострадало 11 млн. человек.
3. Разлив нефтепродуктов
Россия остается одной из основных нефтегазодобывающих стран. Между тем, катастрофа в Мексиканском заливе показала миру, что аварии на нефте- и газопроводах грозят плачевными экологическими последствиями, и могут принести значительный экономический ущерб.
Причины катастроф: старение трубопроводов, экстремальные климатические условия, работа в новых для российских компаний условиях.
Состояние дел в отрасли
В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В России действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов — 19,3 тыс. км. По статистике, 1-3% добываемой в России нефти теряется во время аварийных розливов.
Прогноз
Член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов считает, что опасность могут представлять нефте-, газо-, химические производства. “В силу повышенного износа и старения оборудования чрезвычайные ситуации здесь будут сохраняться на нынешнем высоком уровне”, — заметил он.
Соглашается с ним руководитель программ “Гринпис” Иван Блоков. “Можно ожидать, что у нас будут происходить крупные розливы нефтепродуктов. Потому что за последние десятилетия у нас ничуть не уменьшились небольшие разливы, а система трубопроводов продолжает стареть”.
“Мне представляется, что по мере того, как мы уходим на север, в Сибирь, под воду с трубопроводным транспортом, в новые условия климатических воздействий, мы можем столкнуться с новой тенденцией повышения аварийного состояния на системах трубопроводного транспорта — прорывы труб при низких температурах”, — продолжает Н.Махутов.
“От этого мы никуда не убежим. Потому что газ качаем, нефть качаем, и аварии тоже будут”, — фатально настроен директор Института исследования природных и техногенных катастроф Удмуртского госуниверситета Владимир Колодкин.
Крупнейшие катастрофы
Небольшие выбросы и утечки углеводородов происходят постоянно. Однако одной из самых значительных “нефтяных аварий” этого года стала утечка на управляемой Shell нефтедобывающей платформе Gannet в 180 км от побережья Шотландии 12 августа. В окружающую среду попало около 218 т нефти.
Наиболее губительной для экологии стала авария в Мексиканском заливе. 20 апреля 2010г. взорвалась и спустя два дня затонула, унеся 11 жизней, принадлежащая компании British Petroleum буровая платформа Deepwater Horizon. За колоссальный ущерб ее окрестили “нефтяным Чернобылем”.
В результате разлива нефти оказались загрязнены более 275 километров побережья в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Более 147629 кв. миль площади залива (около 24 % от площади, находящейся под юрисдикцией США) были закрыты для ведения рыболовной деятельности. Огромный ущерб был нанесён рыболовной и туристической деятельности в регионе. Группа компаний BP заявила, что потерпела в связи с аварией убытки в $13,5 млрд.
4. Аварии в сфере ЖКХ
Аварии в российской системе ЖКХ – это хроническое заболевание. О старении всех коммуникаций, построенных еще в советские времена, россиянам “напоминают” каждую зиму. Районы и целые города остаются без воды и тепла. Здания, десятилетиями не видевшие капитального ремонта, ветшают и обваливаются.
Причины: ветхий жилищный фонд, износ оборудования, экстремальные климатические условия, недостаток финансирования, неэффективность действий управляющих компаний.
Состояние дел в отрасли
По сообщению Минрегиона, в настоящий момент ЖКХ России готово к зиме на 99,6%. В этом году в подготовку к зиме было вложено 187,9 млрд. руб. Однако регионам еще необходимо заменить четверть ветхих сетей страны – 12 тыс. км тепловых и 43 тыс. км водопроводных. Кроме того, в ремонте нуждаются более 4 тыс. котельных. Ситуацию взял под личный контроль президент Дмитрий Медведев. Он провел ряд совещаний, посвященных проблемам ЖКХ. Главам регионов с низкими показателями готовности объектов ЖКХ к зиме пригрозили дисциплинарными мерами.
Прогнозы
В прогнозе МЧС РФ на 2011г. говорится о “росте количества ЧС, вызванных авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе в электроэнергетике”. “В таких областях как ЖКХ старения на теплоэлектростанциях, на системах тепло- и энергообеспечения особенно при экстремально низких температурах, которые как будто бы могут быть в этом году можно ожидать некоторое увеличение чрезвычайных ситуаций”, — считает член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов.
Сопредседатель общемосковского движения “Жилищная солидарность” Вячеслав Гуменюк рассказал, что ЖКХ лидирует по числу жалоб от населения в правительство Москвы на протяжении уже нескольких лет. “Больше 35 тыс. в год жалоб, а в городе 32 тыс. многоквартирных домов. То есть практически из каждого дома одна жалобы идет в среднем”, — приводит данные В.Гуменюк, — “Раз количество жалоб растет, значит, ситуация не улучшается. И не может она улучшаться, потому что ничего кардинально не делается для улучшения ситуации, ничего”.
“Я не думаю, что ситуация к этому осеннее-зимнему сезону будет чем-то отличаться от прошлого года. Это те же самые прорывы на теплотрассах. Крайне редко, но, тем не менее, будут попадаться дома или отдельные квартиры, куда вовремя не дадут тепло. Не думаю, что какие-то новые или серьезные проблемы будут. Хотя ЖКХ Москвы – это целиком проблема”, — заметил сопредседатель “Жилищной солидарности”.
По его мнению, основная проблема – неэффективность действий управляющих компаний, отсутствие конкуренции и контроля над ними. “Управляющие компании не делают все необходимые регламентные работы, а если их делают, то делают их некачественно. Это происходит в основном потому, что собственники помещений у нас, к сожалению, не всегда активны и осуществляют контроль за деятельностью управляющих компаний – это раз. А с другой стороны, территориальные органы исполнительной власти не стараются пускать на свои, как они считают, территории, независимые управляющие компании”.
Осенне-зимний период ежегодно становится проверкой на прочность для коммунальных служб. “Я знаю, что подготовка к зиме, эти акты о выполненных работах в связи с подготовкой, порой подписываются без проведения всяких работ. Достаточно подписать бумагу, что выполнены работы, и все”, — заметил В.Гуменюк.
Однако председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Санкт-Петербурга Евгений Пургин не считает, что эта зима станет экстремальной для системы ЖКХ. “Чего-то особого, из-за чего стоило бы паниковать, я не вижу. Подготовка к зиме шла, все нормально. Я по Петербургу сужу, но и из регионов, насколько я знаю, не поступало сигналов”, — заметил эксперт.
История катастроф
За отопительный сезон 2009—2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с предыдущим сезоном рост составил 27 %.
5. Аварии на ядерных объектах
Мартовская авария на японской АЭС “Фукусима” напомнила миру о забытой угрозе ядерной катастрофы. Согласно социологическому опросу, проведенному Левада-центром вскоре после фукусимской трагедии, атомная энергетика заняла второе место среди фобий россиян. Обошло ее в списке главных опасностей загрязнение окружающей среды и связанное с ним потепление климата. Между тем эксперты не отрицают вероятность подобных ЧП в России в дальнейшем.
Причины катастроф
Старение ядерных объектов, низкая квалификация персонала.
Состояние дел в отрасли
Сейчас в России действуют 10 АЭС: Балаковская АЭС (Саратовская область), Белоярская АЭС (Свердловская область), Билибинская АЭС (Чукотский АО), Калининская АЭС (Тверская область), Кольская АЭС (Мурманская область), Курская АЭС (Курская область), Ленинградская АЭС (Ленинградская область), Нововоронежская АЭС (Воронежская область), Ростовская АЭС (Ростовская область), Смоленская АЭС (Смоленская область). Еще 4 станции строятся: Нововоронежская АЭС-2 (Воронежская область), ЛАЭС-2 (Лениградская область), Плавучая АЭС (Камчатский край), Балтийская АЭС (Калининградская область). В планах — возведение еще 8 объектов. Атомная отрасль России представляет собой комплекс из более 500 предприятий и организаций, в которых занято свыше 190 тыс. человек.
Прогнозы
“Вполне можно ожидать аварий на ядерном объекте. Это связано в первую очередь с тем, что ядерные объекты стареют, а также есть вопросы качества обучения как минимум части персонала”, — считает руководитель программ “Гринпис” Иван Блоков.
Вторит ему и эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин. Однако он считает, что последствия таких аварий будут не такими губительными, как при прорывах плотин или выделения метана из Арктики, ведущего к потеплению климата.
По оценкам Гринписа, в России ежегодно на АЭС случается не менее десяти инцидентов, когда срабатывает аварийная защита и глушится реактор.
Глава “Росатома” Сергей Кириенко уверен в безопасности своей отрасли: “задавать вопрос — строить новые АЭС или нет — это все равно, что спросить производителя боингов, нужно ли строить самолеты после катастрофы ЯК-40 в России. Блоки, которые компания строит сегодня в России и за рубежом, соответствуют всем вызовам и угрозам и прошли испытание через систему стресс-тестов”, — успокаивает он.
История катастроф
11 марта из-за землетрясения на атомной электростанции “Фукусима-1” произошла авария 7 максимального уровня по шкале INES. Три работавших энергоблока были остановлены действием аварийной защиты, однако из-за последовавшего далее цунами, генераторы, которые отвечали за работу систем охлаждения и прекращения реакции, были выведены из строя. В результате произошел большой выброс радиактивных веществ в атмосферу и почву.
Ликвидация последствий аварии продолжается. По планам компании ТЕРСО, над первым, третьим и четвертым блоками должны появиться защитные бетонные саркофаги, которые должны воспрепятствовать утечкам радиации в атмосферу.
Японское правительство обязало владельца АЭС — компанию TEPCO — выплатить компенсацию вынужденным переселенцам, численность которых составляет примерно 80 000 человек. Общая сумма компенсационных выплат может превысить 130 млрд долларов. Стоимость акций TEPCO снизилась на 80 %, компания потеряла 32 млрд долларов в рыночной стоимости[176].
Предыдущая ядерная катастрофа 7 уровня произошла в 1986г. на Чернобыльской АЭС. Тогда в результате взрыва четвертого реактора радиоактивные вещества были разнесены по всей Европе. Вредные выбросы во много раз превысили выброс от бомб в Хиросиме и Нагасаки. Из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС были эвакуированы люди. Проживание на пораженной территории запрещено до сих пор.
Еще одна катастрофа произошла в СССР в 1957г. на химкомбинате “Маяк”. Из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости с высокорадиоактивными ядерными отходами. 90% радиационных загрязнений выпали на территории химкомбината “Маяк”, а остальная часть рассеялась дальше. 23 деревни из наиболее загрязнённых районов с населением от 10 до 12 тысяч человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены. В наиболее загрязненной части радиоактивного следа была запрещена всякая хозяйственная деятельность. Позднее там был образован Восточно-Уральский государственный заповедник.
Последняя авария на атомном объекте произошла 12 сентября 2011г. На заводе по переработке ядерных отходов на заводе CENTRACO на юго-востоке Франции произошел взрыв. Четверо человек погибло, один пострадал, однако радиационного заражения не произошло.
6. Блэкаут
Плачевное состояние объектов российской энергетики может привести к очередным крупным отключениям электроэнергии. Подобные блэкауты парализуют жизнь целых городов и приводят к серьезным экономическим потерям, а порой и к гибели людей.
Причины
Износ оборудования, отсутствие резервного генерирующего оборудования, плохое состояние электросетей.
Положение дел в отрасли
В последние годы в электроэнергетике России прошли реформы: была изменена система госрегулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании, в отрасль привлекаются частные инвестиции.
Более 90% производственного потенциала электроэнергетики России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС), которая охватывает всю населенную территорию страны и является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергосистем.
Прогноз
В прогнозе чрезвычайных ситуаций на 2011 год МЧС отмечало, что чрезвычайные ситуации возможны в случае возникновения аварии на крупных ТЭЦ, не имеющих резервного генерирующего оборудования и с высоким износом. В министерстве прогнозировали возможность таких ЧП аж в 30 регионах страны, в том числе в Москве.
Аналитик ФГ БКС Екатерина Трипотень говорит, что уровень износа по электросетям и по теплосетям довольно высокий — порядка 50-70%, поэтому технологические происшествия из-за плохого состояния оборудования вполне вероятны. “Электростанции сейчас активно обновляют и модернизируют, хотя тоже есть в эксплуатации турбины довольно старые – начала-середины XX века. Риски техногенных происшествий сохраняются”, — отметила эксперт.
По ее мнению, сегодня, после уже случившихся блэкаутов, ремонту уделяется довольно много внимания. Также сейчас вряд ли возможны происшествия из-за дефицита энергомощностей. “Единственное, возможны проблемы из-за плохого состояния оборудования, износа”, — заметила Е.Трипотень.
“Компания запустили большие инвестиционные программы, они строят новые объекты, они модернизировали старые в рамках программ, но, с другой стороны, сейчас ограничивают компаниям цену на электроэнергию, что, соответственно, уменьшает финансовый ресурс на ремонты”, — констатировала аналитик ФГ БКС.
История катастроф
Одной из самых запомнившихся россиянам аварий оказался московский блэкаут 2005г. Тогда авария на подстанции “Чагино” стала причиной веерного отключения электроснабжения в Москве, Подмосковье, Калужской и Тульской областях. Значительная часть жителей столицы застряли в метро и были эвакуирована.
20 августа 2010г. в результате нештатной ситуации на подстанции “Восточная” в Ленинградской области было нарушено энергоснабжение многих районов Петербурга и области. Без электроэнергии остались 2,5 млн человек.
С блэкаутами знакомы и жители других стран. Так, 5 ноября 2006г. перебои в энергоснабжении оставили без электричества миллионы людей в нескольких странах Западной Европы. Из-за похолодания в Германии выросло потребление электроэнергии. Причиной сбоя стало отключение двух высоковольтных линий электропередачи в Германии, после чего фрагменты европейской сети стали рушиться, как карточный домик. Чтобы избежать тотального блэкаута, автоматика стала отключать потребителей в Германии, Франции, Италии, Бельгии и Испании. Кроме обычных домов, были обесточены и некоторые участки скоростных европейских железнодорожных магистралей.
14 августа 2006г. из-за обрыва кабеля высокого напряжения в Токио случился энергетический коллапс. Без электричества остались более миллиона квартир в Токио, а также в городах Кавасаки и Иокогама. В столице на 30 минут встали поезда в метро, было прекращено движение на нескольких участках железной дороги, погасли светофоры, отключились банкоматы, без электричества остались аттракционы токийского “Диснейленда”.
23 января 2005г. из-за наводнения на 12 часов без электричества остался крупнейший город Канады Торонто, отключение коснулось более 2,5 млн человек.
7. Обрушение шахт
Аварии на шахтах происходят с завидной регулярностью, причем почти каждая сопровождается человеческими жертвами. Даже сами шахтеры невесело шутят, что их профессия заключается в том, чтобы разрушать ими же созданное. Однако, как рассказали эксперты, после печально известной аварии на шахте “Распадская” безопасность при угледобыче значительно возросла, и с катастрофами на этом, есть надежда, покончено.
Причины
Выброс метана, обрушение кровли, нарушение технологий угледобычи, неисправность электрооборудования, человеческий фактор.
Состояние дел в отрасли
В недрах России около 4 трлн тонн прогнозных запасов угля, а это примерно 30% от мировых запасов.
В 2010 году в России уголь добывали на 137 разрезах и 91 шахте. Их общая годовая производственная мощность – более 380 млн тонн. Прогноз добычи угля на 2011г. составляет 350 млн т.
Прогноз
Председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев утверждает, что после аварии на “Распадской” безопасность в шахтах осталась на прежнем уровне, хотя Ростехнадзор усиленно ее проверяет и начал применять штрафные санкции к должностным лицам.
Эксперты уверяют, что ситуация на российских шахтах изменилась к лучшему за последний год. “Тенденции, предпосылки к тому, что могут произойти техногенные катастрофы на угольных предприятиях, я отношу к маловероятным, если не произойдет какое-нибудь землетрясение”, — считает член Общественной палаты, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.
“На данный момент за 9 месяцев этого года у нас погибло 34 человека, из них 25 – на подземных работах. В прошлом году у нас погибло на этот момент 136 человек, из них 120 на подземных работах: “Распадская” была. В 2009г., вроде, крупных аварий не было, но все равно по состоянию на данный момент погибло 50 человек, из них 34 на подземных работах”, — приводит статистику И.Мохначук. По его словам, это одни из лучших показателей за всю историю.
При этом И.Мохначук отметил, что объем добычи угля в России в этом году на уровне прошлого года, даже чуть больше, хотя численность людей, занятых в угледобыче, сократилась.
Председатель Росуглепрофа отметил, что в последнее время был принят ряд мер, которые могут обезопасить шахтеров, в том числе закон о дегазации, который призван снизить содержание метана в атмосфере, что “ведет к повышению безопасности труда и малой вероятности возможных взрывов, катаклизмов”.
“Ростехнадзор и профсоюзы усилили работу по безопасному ведению работ, и малейшее нарушение ведет к прекращению всех работ на предприятии. Собственники все это прекрасно знают, руководители предприятий тоже это знают, поэтому очень осторожно относятся к ведению работ с какими-то нарушениями. Улучшена за последний год система оповещения и контроля за метано-воздушной смесью. То есть ставятся новые системы, новые датчики, более жесткая система контроля”, — перечисляет И.Мохначук.
Председатель Независимого профсоюза горняков А.Сергеев также уверен, что никаких предпосылок для повторения трагедии “Распадской” сейчас нет.
История катастроф
С начал 1990-х гг. в России произошло более 40 аварий на шахтах, сопровождавшихся человеческими жертвами. Самой значительной стала авария на шахте “Распадская” в Междуреченске Кемеровской области. В результате двух взрывов метана 8-9 мая 2010г. были разрушены практически все выработки, 300 км. Около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, однако 276 человек удалось вскоре вывести на поверхность. Второй взрыв случился тогда, когда под землю спустились спасатели. Во время аварии погиб 91 человек (включая тех, чьи тела не найдены), в том числе 20 горноспасателей, более ста человек пострадали. ОАО “Распадская” оценила свой ущерб в 8,6 млрд рублей.
Одной из самых трагичных оказалась авария на шахте “Зыряновская” в Кузбассе 2 декабря 1997г., когда взрыв метана стал причиной гибели 67 человек.
В 2007г. на шахте “Юбилейная” на Ерунаковском угольном месторождении в той же Кемеровской области произошел взрыв метана, когда под землей находилось 203 человека. Выбраться на поверхность удалось только 93 горнякам. Расследование показало, что на шахте было неисправно газозащитное оборудование. Спустя два месяца на той же шахте произошел еще один взрыв, унесший жизни 39 человек.