Эксперты надеются, что история с «Фаиной» не повторится. Но пираты очень не любят рыбаков.
30 октября стало окончательно ясно, что на борту захваченного сомалийскими пиратами судна находятся российские моряки. В Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) сообщили, что из 27 членов экипажа тунцелова Thai Union 3, шедшего под флагом Таинланда, 23 – граждане России из Калининграда. В числе заложников также два филиппинца и столько же представителей Ганы. Сейчас Thai Union 3 пираты ведут к побережью Сомали на одну из своих баз.
Напомним, что судно было захвачено 29 октября недалеко от Сейшельских островов. О том, как это было, и что ждет экипаж, корреспонденту «Свободной прессы» рассказали представитель МФТ во Владивостоке Петр Осичанский и редактор интернет-издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко, находящийся сейчас в Таиланде.
«СП»: – Михаил, как произошел захват?
– 29 октября Thai Union вышел из порта Виктория, где перегружал улов, и последовал в заданный район для продолжения лова. Ночью на него напали сомалийцы. Судно минут 40 за счет маневра пыталось оторваться от погони, но это не удалось. Связь оборвалась, когда пираты забрались на борт. Я думаю, в течение ближайших двух-трех дней связаться с экипажем будет невозможно. Транспортировка захваченного судна к базе – самый напряженный момент для пиратов. Экипаж взаперти они держать не могут. Ведь судно кто-то должен вести. Вдруг взбунтуются? Ситуация нервозна еще и потому, что в пяти милях от судна идет британский фрегат. Пираты знают, что ближе он не подойдет, иначе заложников могут начать расстреливать, но соседство все равно неприятное. Свои требования они выдвинут, добравшись к себе. Тогда, возможно, и позволят морякам позвонить родным.
«СП»: – Вы беседовали с оператором судна. Что они говорят?
– В сингапурской компании «Саян Фишинг» на основных должностях работают российские специалисты. Случившееся там восприняли со всей серьезностью. Я уверен, что они сделают все, чтобы освободить экипаж. Это рыбаки, а они отличаются от коммерческих транспортных компаний упертостью при переговорах. Торгуются за каждую копейку.
«СП»: – Сколько пиратов на судне?
– Я думаю, не больше десятка. Когда доведут до базы, набежит остальная шайка – еще человек тридцать-сорок. Там они будут в безопасности.
«СП»: – Очень много российских моряков в плен к сомалийцам попали впервые. Вы участвовали при освобождении украинской «Фаины», экипаж которой томился в плену несколько месяцев. История не повторится?
– Надеюсь, нет. Проблема в том, что сомалийцы, мягко говоря, недолюбливают рыбаков. Причем всех без исключения – русских, итальянских, французских. Считают их браконьерами, которые грабят их воды. Тунцелов Thai Union 3 промысел вел в Индийском океане, далеко от сомалийского побережья, но в глазах пиратов рыбаки – грабители. Вообще, пиратство там началось с нападения на рыбаков. Я не исключаю, что и отношение к экипажу будет соответственным.
В любом случае переговоры с пиратами простыми не будут. И здесь многое зависит тот позиции оператора судна.
Справки о нем навели и Международной федерации транспортных рабочих.
– По нашим данным, оператор – гражданин России, который находится в Сингапуре. С ним поддерживается связь. Возможно, он является и владельцем судна. Такое часто практикуется, – говорит представитель МФТ во Владивостоке Петр Осичанский.
«СП»: – Возможность силовой операции по освобождению исключена?
– Я думаю, да. Пираты в последнее время стали обходиться с захваченными моряками очень жестко. Если они почувствуют хоть малейшую опасность со стороны того же британского фрегата, то расправа с заложниками может последовать незамедлительно. Да и европейцы сами не пойдут на риск.
«СП»: – О какой сумме при выкупе может пойти речь?
– Обычно торговля начинается с 2-2,5 миллиона долларов. А уж на чем остановится, зависит и от аппетитов пиратов, посредников, которые участвуют в переговорах, и позиции судовладельцев и операторов.
Кстати, во Владивостоке вчера проходила крупная международная конференция, на которой одним из главных вопросов была безопасность морских сообщений. Вместе с представителями судоходных компаний проблему защиты от пиратства обсуждали и военные, которые сами побывали в районе Африканского рога. А когда конференция закончилась, поступило сообщение, что 23 российских моряка попали в плен. У пиратов – свой график…
Сейчас Thai Union 3 идет в северо-западном направлении одной из баз на побережье. Скорость меньше обычной ходовой, 7-8 узлов вместо 10-ти. Судно полностью забункеровано, снабжено водой и продовольствием, поскольку шло в океан на лов на длительный срок.