Ужасная трагедия произошла 12.10.2010 в Днепропетровской области. Погибли 43 человек при столкновении электровоза с рейсовым автобусом. Это – самая крупная автокатастрофа в истории современной Украины. Именно автокатастрофы уносят за год больше жизней, чем все годы войны в Афганистане. Закономерен и поднявшийся большой шум. Сегодня, 13.10.2010 объявлен в Украине днём траура. За эти два дня – ещё две катастрофы на переездах плюс “обычные” катастрофы на автотранспорте с человеческими жертвами.
Вот последний случай автокатастрофы на железонорожных путях: 13.10.2010 в 20:57 водитель «Скорой помощи», который вёз роженицу и её мужа в роддом, плюнул и на запрещающую сигнализацию и на закрытый шлагбаум, чтобы проскочить через железнодорожные пути. И попал под локомотив поезда № 96 „Киев-Трускавец”. Трое погибших в машине, вся семья, ещё один – тяжело травмирован. Движение поездов на этом напряженном участке главного хода задержано на 2 с лишним часа.
Вот уж, как на плакате, который висел на нашей спортбазе – «Стремление сэкономить минуту может стоить жизни!»
И сразу после этой трагедии на соседнем переезде водители продолжают рисковать своей и чужой жизнями, пытаясь проскочить через пути при запрещающих сигналах. Автоматика, замыкающая сигнализацию не врёт – поезд близко!
Учение Павлова не действует по отношению к украинским шофёрам?
Безусловно, очень жаль погибших, искреннее сочувствие родственникам. Но вот чтобы по этому поводу объявлять всеукраинский траур? Пожалуй, это слишком. Последние годы мы все время живем в трауре, каждый год его объявляют несколько раз. Соблюдать его практически никто не соблюдает. Не верите? Пересмотрите все украинские телеканалы, особенно музыкальные.
Деньги правительство, по 100 тыс. гривень за каждого погибшего, обещают семьям погибших. Интересно, откуда они возьмутся, с какой статьи бюджета? Многие сочтут, что фокус с деньгами – предвыборная PR-акция. Чем эти семьи погибших лучше людей, погибших в ДТП по одиночке в тот же день и во все другие? Тем что все вместе разом погибли? А в других ежедневных катастрофах с маршрутками?
Министр-недоразумение лучше бы сам ездил ежедневно на маршрутках, раз не способен руководить отраслью, чем морозить ахинею перед телекамерами. Он хоть знает о том, что в маршрутках никогда не дают пассажирам билеты? Потому в абсолютном большинстве ДТП с маршрутками, получить какую-либо компенсацию за травму, увечье, гибель пострадавшему почти невозможно – билета, как документа о перевозке, у него нет и практически быть не может.
Правительство должно направлять свои усилия на то, чтобы такого не случалось. Чтобы деньги родственникам погибших и пострадавшим исправно выплачивала страховая компания. Не может автобус, кому бы он ни принадлежал, заниматься пассажирскими перевозками без страховки.
Сейчас начнут искать виноватого. Железнодорожники на автотранспортников будут бочку катить, а те, в свою очередь, на железнодорожников. В конце концов, единственным виновником трагедии окажется погибший водитель.
Безусловно это так. Набить в автобусик «Богдан» полсотни пассажиров – почти нереально! Жадность водителя плюс невозможность «маленькому українцю» доехать по нужного места по-человечески.
СМИ начали обычную пляску на крови, изощряясь в изобретении версий. Непонятно, зачем оправдывается пресс-служба Приднепровской железной дороги, рассказывая, что локомотив шел неграфиковый, по неправильному пути, как и делается в экстренных ситуациях. Обывателю это – ни к чему, а вот слова «неправильный» и «неграфиковый» не поймут и ещё чёрти что насочиняют.
Для водителя в этом – никакой разницы. Его дело – выполнять раздел 20 ПДД «Движение через железнодорожные переезды». Тем более, что, все сигналы на злополучном переезде на момент катастрофы исправно работали.”
И что туда попёрлось всё транспортное начальство? Задницу прикрывать и изображать кипучую деятельность, чтобы не сняли под горячую руку БЛ-ских квотников? Чиновник такого ранга должен на своём рабочем месте делать всё, чтобы не допустить возможности ЧП. На хрена стране министр с лопатой, главнокомандующий в окопе и проч. имитаторы?
МТСУ и «Укрзализныця» «прославились» на весь мир – сообщение о катастрофе во всех мировых СМИ. Право же, куда приятнее сообщения из Чили, где провели уникальную операцию по спасению шахтёров из подземного узилища. Вот на такой встрече спасённых уникальным оборудованием отечественного проектирования и производства достойно быть президенту страны. А родным погибших официальные соболезнования президенту Украины от коллег-президентов из-за границы – даже не до задницы.
В составе локомотивной бригады был и машинист -инструктор. Значит, это была контрольная поездка, нарушение ПТЭ исключено. Стоит отметить, что нынешний начальник Приднепровской железной дороги А. Момот – профессиональный локомотивщик, потому локомотивная служба дороги- на должном уровне.
В этой катастрофе – 1000 % вина шофёра автобуса. Вероятно, он давно катал по этому маршруту. Слабо верится, что в провинциальном Марганце шофёры-маршрутчики соблюдают положенный режим труда и отдыха, действительно проходят медицинский контроль и инструктаж, а не просто “за бабки” получают бумагу со штампами перед выездом на маршрут. Если в Киеве, под носом у МТСУ такого и в помине нет, а уж в провинции – и подавно. Скорее всего, он торопился насобирать побольше пассажиров по городу.
Попробуем проанализировать, что шофёра заставило нарушить правила и выехать на нерегулируемый железнодорожный переезд? Скорее всего, простое разгильдяйство. Это уж плохое качество? Но разгильдяйство и пренебрежение любыми правилами, воспитывается порочной системой, которая сложилась в пассажирских автоперевозках по всей Украине.
Если люди, как быдло, такие ЧП – постоянны и неизбежны.
1. Уровень морали, нравственности, культуры в Украине продолжает падать, хотя кажется – куда уж дальше? Отсюда и неуважение к законам, в том числе и к ПДД. 20 лет внедряли в мозги: «даёшь всё и сразу! Каким способом – неважно!» Что думает типовой нарушитель?
· Я на крутом авто с крутыми номерами, плевать мене на их сигналы – проскочу! Тем более, ментов нет, будут – откуплюсь!
· Сто раз нарушал – прокатило! И теперь – как всегда!
· Сделаю лишнюю ходку с товаром/ тушками – лишнюю копейку себе зашибу!
В худшем случае, оштрафуют. Напугали! Согласно ст. 123 КоАПП Украины, за нарушение правил проезда железнодорожных путей штрафуют на…8 МЗП (140 гривень), за нарушение правил проезда перекрёстка автодорог – до 30 МЗП( 525 грн.).
По заграницам теперь постоянно ездят миллионы наших граждан. Почему-то меньше всего обращают внимания на то, что В ЛЮБОЙ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ СТРАНЕ В ЛЮБОЕ ВРЕСЯ СУТОК И ГОДА, ХОТЬ ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ НА ПУСТОЙ ДОРОГЕ МАШИНА И ПЕШЕХОД ВСЕГДА ОСТАНОВЯТСЯ НА ЗАПРЕЩАЮЩИЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА. Только если это не наши сограждане, пусть и бывшие.
Напоминаю, прочные ворота и железные заборы на переездах цивилизованных стран исчезли полтора века назад. Тогда перестали массово гонять скот через пути на пастбища и бойни. В конце XIX – начале XX века стали быстро распространяться автомобили. Необходимости в воротах и барьерах уже не было, поэтому их стали заменять шлагбаумами, или просто световыми сигналами, полагаясь на сознательность человека разумного за рулём.
Потому УЗП на переездах ставить глупо. Дорого, ненадёжно и, при психологии быдла, – бесполезно: всё равно сломают! Но это возможно только на охраняемых переездах. Кто кнопки нажимать будет? Автомату это доверить нельзя, в случае сбоя машину может зажать на рельсах перед идущим поездом.
Причина низкого травматизма на железнодорожных переездах в США и странах ЕС – следствие сознательности водителей и соблюдением ими правил дорожного движения и правил безопасности поведения на железной дороге.
2. Если завелось МТСУ с автомобильным департаментом и инспекцией, заставить их работать!
С начала 90-х г.г. при Кравчуке и Климпуше развалена стройная система пассажирского автотранспорта. Кроме важнейшей социальной задачи, которую он решает пассажирский автотранспорт – один из крупнейших источников «живых» денег. Архивыгодный для владельцев маршрутов, потому что официально они показывают не прибыль, а «кошкины слёзы» и платят Единый налог по минимальной ставке.
Муниципальные автохозяйства, тоже работающие на маршрутках, не в состоянии с конкурировать с подпольными миллионерами, у которых часто-густо такая «крыша»!
Не в состоянии с ними конкурировать в пригородных и местных перевозках и железная дорога, у которой маршрутчики отбивают платежеспособного пассажира. Возле железнодорожного вокзала в Киеве ежечасно пасутся несколько сотен частных микроавтобусов. Так – по всей стране. По данным ГАИ, большинство из них – сомнительны по техническому состоянию, квалификации водителей и проч.
Данные по проверкам пассажирского автотранспорта у ГАИ и у МТСУ отличаются на порядок! Не в пользу проверок МТСУ. Пусть деятели из МТСУ работают, а не яйца в высотке высиживают.
3. Вернуться к прежней системе организации работы пассажирского автотранспорта, как неоднократно предлагала ВААП.
Классики марксизма чётко описали, на что может пойти капиталист ради сверхприбыли – на любое преступление! Особенно наш, не дорожащий добрым именем.
Где происходит большинство ЧП на автомобильных переездах через железнодорожные пути? На неохраняемых! Абсолютно все сводки о ДТП на автомобильных переездах через железнодорожные пути за любой год начинаются словами: «… на неохраняемом железнодорожном переезде»…
При министре транспорта и связи Кирпе необоснованно сократили около 20 тыс. дежурных по переездам (на каждом переезде посменно работают 5 человек) и перевели переезды на автоматику. Это мотивировалось курсом на снижение непроизводительных затрат.
При нём строили дороги, нередко не учитывая разделение пересечения железнодорожных и автомобильных дорог.
Кстати, с переездами на одном уровне развитие скоростного железнодорожного движения вообще невозможно.
Время ожидания автотранспорта на переездах и частота закрытия переездов зависят от скорости и интенсивности движения поездов на конкретном участке железной дороги. С точки зрения безопасности движения продолжительность закрытия движения на переездах, необходимое для проезда поезда, невозможно существенно сократить, так как поезд, в отличие от автомашины, не в состоянии объехать находящееся перед ним препятствие. Увидев его на пути, машинист поезда может только тормозить. Однако тормозной путь поезда значительно длиннее, чем у автомобиля – в зависимости от скорости и массы конкретного поезда, он составляет от 300 до 700 м.
Нужно не нормативы закрытия переездов пересматривать, а делать нормальные дороги в обход железнодорожных переездов – мостовые или туннельные переезды, тогда и аварий на переездах не будет, и лихачества с объездом шлагбаумов перед самым поездом. Всё это решается на местном и на государственном федеральном уровне. И по стоимости не намного дороже, чем оборудовать типовой переезд с УЗП.
За безопасность на автомобильных переездах через железнодорожные пути отвечают все и никто – железная дорога, ГАИ, автодорожники, областная власть, в ведении которой находится автомобильная дорога, пересекающаяся на данном переезде с железнодорожным полотном. Нет четкого разграничения зон ответственности между УЗ и дорожными службам, согласованности планов ремонтно-строительных работ. У семи нянек – дитя без глазу.
Переезды есть и за рубежом (их гораздо меньше), но там после проследования поезда шлагбаум открывается максимум через минуту, в США – через 30 сек… А у нас?
Во всем мире есть аппаратура, определяющая скорость поезда при подходе к переезду, от этого и зависит время его закрытия. Сейчас переезд, в среднем, закрывается за три минуты до прохода поезда. При скоростном движении он закрывается уже за 15 минут. Вот и пробки, вот оно – раздражение водителя от непонимания, сколько же он будет стоять в этой очереди. Тут уж точно нельзя ручаться за его адекватную реакцию, он может наломать любых дров на этом или следующем переезде.
Ведь есть переезды, которые и сегодня закрываются на 40 минут (при норме закрытия не более 8 минут).
Что делать? Для начала:
· Для начала – сменить министра и всё руководство на дееспособное и профессиональное.
· Законодательно установить: при нарушении водителем правил проезда через железнодорожный переезд страховые выплаты ему и его семье не производить. Уцелевшего водителя по излечении лишать прав пожизненно, независимо от решения суда о привлечении к уголовной ответственности.
· На неохраняемых железнодорожных переездах выставить дежурных их числа военнослужащих железнодорожных войск, находящихся в подчинении МТСУ. Хоть какая-то польза от них будет стране.
· Законодательно изменить ПДД, заменив нынешнюю световую сигнализацию на железнодорожных переездах на привычные для водителей светофоры, сигналам которых большинство из них подчиняется на рефлекторном уровне.
Местные администрации и предприятия заинтересованы в нормальной работе транспорта? Что делать?
· 31.10.2010 выбрать нормальных депутатов. Существует областная исполнительная власть, которая должна отвечать за все, что делается на территории области, за каждый камушек, не то, что за каждый переезд и каждую проселочную дорогу.
· Установить долю участия местных властей и предприятий региона в финансировании сооружении путепроводов через железнодорожные пути и поручить их возведение специалистам железных дорог. Безопасность движения плюс рабочие места!
· В первую очередь это надо делать на полигоне столичной Юго-Западной железной дороги, там узел всех главных магистралей страны. Евро-2012 даст скачок железнодорожных и автомобильных перевозок, и не дай Бог, рост аварийности. Нет денег? Приостановить дурацкие прожекты, в том числе на транспорте, и расходовать деньги рационально!
· Владельцев подъездных путей обязать платить за необоснованные задержки автотранспорта на переездах черех принадлежащие им пути.
Говорят, дорого, денег нет. А ликвидация железнодорожных катастроф разве дешевле обходится? Но случись завтра очередная катастрофа на железнодорожном переезде, ведь будут найдены деньги на ее ликвидацию! Лучше искать их заранее на предотвращение катастроф, не дожидаясь новых человеческих жертв?