Работы по расширению мечети велись принадлежащей семье бен Ладенов компанией SBG.
Самая большая мечеть мира, находящаяся в Мекке, на территории которой расположена священная Кааба, пострадала в результате падения на нее строительного многотонного крана. Западные СМИ со ссылкой на саудовские силы гражданской обороны пишут как минимум о 107 погибших и 238 раненных.
Судя по фотографиям, распространяемым в СМИ и социальных сетях, кран упал прямо на крышу с восточной части огромной мечети. Лужи крови по всей пострадавшей от падения крана территории. Людей просто задавила тяжелая конструкция.
Примечательно, что это ужасное событие произошло за 10 дней до начала паломничества в эти места со всего мусульманского мира. А с учетом того, что мечеть самая вмещаемая в мире, жертв могло быть в сотни раз больше, случись это 10 днями позже.
Природный фактор?
В настоящее время в СМИ муссируется версия о том, что катализатором несчастного случая стала плохая погода – дождь и ветер, которые наблюдались накануне в Мекке.
Очевидцы, которым даже удалось сделать несколько снимков во время трагедии, рассказывают о том, что песчаная буря перешла в ливень, детали крыш летали по воздуху, крики людей стихли с падением крана. Все пытались выбежать из помещений во двор.
Более 50 бригад спасателей и 80 карет скорой помощи были задействованы в ходе спасательной операции.
Неожиданная песчаная буря, сменившаяся ливнем, резко изменила температуру воздуха с 42 до 25 градусов по Цельсию.
Кран упал на мечеть, когда люди собирались на очередной намаз. Саудовские СМИ сообщают: ветер был настолько сильным, что вырывал деревья с корнями, разбивал окна по всему городу.
Если бы кран упал на час позже, жертв было бы еще больше. А если бы трагедия произошла в обеденное время, погибли бы свыше тысячи человек
Пострадали в основном иностранцы
Мечеть Аль-Харам была окружена многочисленными конструкциями для строительства. И все это строительство велось для того, чтобы пребывание паломников здесь было максимально комфортным.
Однако ирония ситуации заключается в том, что именно эти конструкции, призванные улучшить условия для гостей, стали причиной гибели людей.
Египетские власти сообщают о 12 раненых гражданах своей страны, двое из них в критическом состоянии. Власти Индии передают о девяти пострадавших паломниках из числа своих граждан, а Иран уже идентифицировал 15 своих граждан среди получивших увечья.
Погибших и пострадавших среди россиян в результате падения строительного крана на мечеть нет. Об этом СМИ сообщил заместитель генерального консула РФ в Джидде Бехбуд Алякбаров.
«К настоящему моменту российских граждан в списках жертв нет, – сказал он. – Мы держим этот вопрос на контроле и находимся в постоянном контакте с руководством компаний, занимающихся подготовкой и организацией хаджа для россиян».
По его словам, основной заезд мусульман из различных регионов РФ ожидается только на следующей неделе.
В Аль-Хараме периодически случаются разного рода трагедии. В 2006 году жертвами давки среди паломников стали по крайней мере 363 человека. Столпотворения случаются обычно во время закидывания камнями шайтана.
Сотни людей погибли в давке в 2004 и 1998 гг., в 1990 году – 1 426 человек.
Все ли так просто?
То, что трагедия произошла сразу после 11 сентября, в день годовщины атаки самолетов на башни-близнецы в США, заставляет нас задуматься и о других версиях.
Прежде всего, следует вспомнить, что вторая в мире крупнейшая строительная компания Saudi Binladin Group принадлежит семье бен Ладенов. Главный офис компании расположен в саудовском городе Джидде.
Чтобы иметь представление о масштабах деятельности компании, стоит вспомнить, что SBG недавно подписала контракт на строительство самого высокого здания в мире – Королевского дворца (Kingdom Tower) в Джидде за $1,23 миллиарда, а также метро в Дохе за $3,4 миллиарда.
А теперь самое интересное – работы по расширению мечети Аль-Харам проходили в последние два года, и должны были завершиться как раз к началу хаджа в этом году – 22 сентября.
Работы по расширению мечети велись как раз компанией SBG, однако саудовские власти поспешили заявить, что еще не знают, какой именно строительной компании принадлежит данный кран. Хотя установить хозяина крана, казалось бы, для саудитов не представляет проблемы.
Глава города принц Халед аль-Фейсал дал приказ провести расследование инцидента.
Хотя семья бен Ладена и отказалась от сына Усамы, вероятно, есть силы, которым этого недостаточно. С родственниками Усамы бен Ладена в последнее время происходят странные «несчастные случаи».
В авиакатастрофе, которая 31 июля произошла недалеко от аэропорта Blackbushe в британском графстве Гэмпшир, погибли члены семьи Усамы бен Ладена. Эту информацию подтвердили власти Саудовской Аравии.
Для полноты картины вспомним: свое состояние отец бен Ладена заработал на том, что получал эксклюзивные права на строительство зданий религиозного назначения в Медине и Мекке, а также возводимых под контролем СА в Израиле объектов мусульманского культа.
Позже отец бен Ладена сменил сферу деятельности.
При этом в совет директоров SBG входят более десяти кровных и сводных братьев Усамы бен Ладена, которые помогают управлять операциями компании по Ближнему Востоку.
На данный момент оценочная стоимость активов компании «составляет много миллиардов фунтов стерлингов», заявляет британское издание Daily Mail.
СМИ сообщали, что Усама бен Ладен потратил $200 000 для проведения операции 11 сентября 2001 года. Очевидно, что его деньги косвенно связаны с семейным бизнесом.
Поэтому, возможно, ликвидация семьи, а потом резонансный несчастный случай с SBG – далеко не случайные вещи, а тщательно спланированная операция к очередной годовщине терактов. К тому же погодные условия в эти дни выдались весьма подходящие.