Представим себе на секунду, что главная дорога Франции, Бельгии или Германии оказалась в таком положении, как М-10. Дальнейшее весьма предсказуемо: немедленная отставка премьер-министра и ряда других министров, ну и поражение правящей партии на очередных парламентских выборах. А у нас рано утром 5 декабря персонаж, ответственный за состояние дорог, вещая по телевиденью, указал на две главные причины коллапса на М-10 — сильный снегопад и ДТП на трассе.
Никто не мог предвидеть в России столь аномальное явление — сильный снегопад, да еще зимой! Подобное стихийное бедствие свойственно только Центральной Африке. Как писал знаменитый нигерийский поэт:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…»
Что касается ДТП, то их хватает во всех странах. Но полиция из-за них устраивает многочасовые пробки только у нас. К примеру, 1 декабря я ехал по Минскому шоссе в направлении на Можайск. После развилки с Можайским шоссе не только в выходной, но и в обычные дни на «Минке» свободно. Но вот в 13.00, не доезжая 10 км до Кубинки, я простоял час в пробке. Причина — ДТП какой-то фуры. Возвращался я около 18.00. Пробка еще стояла. Грузили краном контейнер фуры.
Риторический вопрос: почему ГИБДД не могла открыть одну полосу на встречке, тем более что автомобили там шли весьма редко. Почему нельзя было сразу сфотографировать место происшествия и оттащить фуру на обочину, а эвакуацию ее провести глубокой ночью, когда движение минимальное? Не пора ли понять, что одна из основных причин пробок на М-10 и в Москве — медлительность и безразличное отношение к водителям сотрудников ГИБДД.
Важный дядя с телеэкрана обещает сократить пробки на М-10, построив объездную дорогу вокруг Вышнего Волочка. Увы, решение о строительстве принято еще в 2008 г., и планируется завершить работы в 2015 г. Ой, сколько говорено об уникальности проекта, новых технологиях… Но ни слова не сказано о том, кто сядет или хотя бы будет снят с должности, если объездную дорогу не введут в 2015 г.
Я сам дважды в год езжу в Петербург по М-10 и могу утверждать, что объездная дорога вокруг Вышнего Волочка уменьшит пробки в лучшем случае процентов на 5. Населенных пунктов на трассе сотни. Там я видел десятки почти заброшенных деревушек: 10 домов справа от трассы, — 8 слева. Обитаемых домов, соответственно, 5 и 2. Однако на дистанции двух или более километров водители обязаны снижать скорость. Какое раздолье тут для «соловьев-разбоников»! Прямо «дорога Петра и Сидора»!
Если бы кто-то посчитал потери за год по времени (а время — это деньги), бензину, нервам водителей, то гораздо выгоднее было бы двум бабулям, проживающим на левой стороне деревни, купить по роскошной квартире в Лондоне.
Не пора ли московским и местным чиновникам понять, что стратегическая трасса Москва — Санкт-Петербург — не место для прогулок бабусь, движения внутригородского транспорта, включая автобусы и маршрутки, и т.д.
Так что же, вы предлагаете разделить городок на две части? — А почему бы и нет? Вон, река Волга разделила несколько десятков городов. Часто кварталы на правом берегу относятся к другому городу. Например, Саратов и Энгельс; Нижний Новгород и Бор и др. Правый и левый берега Волги в городах-миллионерах соединяет один (!) мост — Ярославль, Нижний Новгород, Волгоград и др. А во многих городах, как, например, в Тутаеве, вообще нет моста — обходятся паромом, да и то во время навигации.
Да что далеко ехать? Рядом с М-10 проходит Октябрьская железная дорога, по которой носится «Сапсан» со скоростью 270 км/ч. А эта дорога построена Николаем I через десятки больших и малых населенных пунктов, включая Тверь, Бологое и т.д. Километров 20 она идет и по Москве. Но почему-то никакие бабули или автомобилисты не пытаются ее пересечь в неположенных местах. Везде мощный забор. Ни одного переезда от Москвы до Питера!
Почему же не сделать то же самое с М-10? Жителям населенных пунктов при необходимости устроить магазины, расширить поликлиники и т.п., чтоб не заставлять их бегать через трассу. Ну и на всякий случай оперативно построить множество легких пешеходных мостов. Там, где движение людей будет особенно большим, заменить их позже бетонными. Кроме того, постепенно строить эстакады и тоннели для проезда городского транспорта над и под М-10. А вот выезды с них на трассу делать совсем не обязательно. И дешевле, а главное, внутригородскому транспорту нечего делать на М-10. То есть, междугородний автобус — милости просим, а городскому — стоп! Большой штраф.
Каждый водитель знает, что на любой трассе — М-10, Горьковском шоссе и др. — вдоль дороги в десятках деревушек, каждая из которых представляет собой один ряд домов вдоль дороги, процветает придорожная торговля. В импровизированных лавочках торгуют всем, чем угодно, начиная от картошки и кончая коврами и хрусталем. Водитель видит «лавку» лишь за 10—20 м, а то и поравнявшись с ней. Резкое торможение, крутой поворот на обочину, а то и задний ход. Кто посчитал, сколько ДТП происходит в год по вине «лавочников»? Я уж не говорю о том, что «лавочники» не платят налоги и зачастую продают некачественную продукцию.
Беда М-10 — наличие трех полос примерно на 40% трассы. Понятно, что надо срочно сделать везде хотя бы четыре полосы. Но и 4 полосы не спасают нас от гонок фур и пенсионеров на стареньких «Жигулях». От скуки гонористый дядя пытается обогнать на скорости 71 км/ч идущую впереди машину со скоростью 70 км/ч. Обгон длится долгие минуты. Вопрос — создают ли эти персонажи пробки и ДТП, в которых иногда дело доходит до драк и поножовщины. Не пора ли ввести правила, запрещающие обгон при малой разности скоростей? Не можешь — не обгоняй!
Как видим, я предлагаю меры против пробок, рассчитанные не на годы, а на пару недель с минимальными затратами из госбюджета. Видимо, следует ввести жесткие временные нормы для ГИБДД — на время прибытия и на время растаскивания машин после ДТП. Не успевают из-за пробок — пересадить из иномарок на мотоциклы. Во всех населенных пунктах вдоль трассы М-10 установить высокий железный забор, как и на Октябрьской железной дороге.
Повторяю, М-10 не должна служить главной улицей ни в одном населенном пункте. На ней не должно быть ни одного светофора. Трасса не должна использоваться ни частным, ни общественным внутригородским транспортом.