В преддверии очередного обращения президента США Барака Обамы к нации, с которым он выступил на совместном заседании обеих палат конгресса 13 февраля, из Соединённых Штатов поступили два сообщения – не совсем обычные как по своему содержанию, так и по возможным военно-политическим последствиям.
Во-первых, как передало информационное агентство Ассошиэйтед Пресс, некие секретные исследования министерства обороны Соединённых Штатов поставили под сомнение способность американской системы ПРО, которую планируется развернуть в Европе, защитить страну от иранских баллистических ракет. Об этом якобы свидетельствовали данные, озвученные на недавнем секретном брифинге управления по подотчётности правительства американского конгресса.
Во-вторых, по сведениям, полученным газетой «Нью-Йорк таймс» от неназванного источника в администрации президента Барака Обамы, Вашингтон якобы собирается призвать Россию совместно осуществить дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений, которые ограничены Договором СНВ-3 уровнем в 1.550 ядерных боезарядов стратегического назначения и 800 единиц оперативно развёрнутых и оперативно неразвёрнутых носителей таких боезарядов для каждой из сторон. Примечательно, что в вызванных этим сообщением одних комментариях утверждалось, что Белый дом, заручившись поддержкой своих военных, будет готов на взаимной основе сократить стратегические наступательные вооружения на одну треть, а в других – даже на 50 процентов. И что в этом, мол, будут заключаться «новаторские» идеи Вашингтона по контролю над вооружениями в период второго президентского срока Барака Обамы.
Если говорить о первой информации, касающейся ПРО, то она лишь отчасти является правдоподобной. Имею в виду то, что в правительственных кругах США и американском экспертном сообществе действительно уже давно ведутся исследования о целесообразности развёртывания европейской и глобальной системы ПРО. Хотя уже и обнародован Бараком Обамой в сентябре 2009 года небезызвестный план «Европейский поэтапный адаптивный подход» (ЕПАП) к развёртыванию многослойной противоракетной инфраструктуры на европейском континенте и даже громогласно сделано заявление на майском саммите НАТО в Чикаго об успешном выполнении в позапрошлом году его первой фазы, когда был создан «первоначальный потенциал» этой системы.
Действительно и то, что оперативные противоракетные комплексы Соединённых Штатов, которые должны быть развёрнуты на территории Румынии и Польши соответственно в 2015 и 2018 годах, не предназначены для перехвата потенциальных запусков баллистических ракет Ираном. Для этого существуют противоракетные комплексы США и их союзников в зоне Персидского залива, которые уже в самое ближайшее время будут располагать общим количеством ракет-перехватчиков первого и второго эшелона в пределах 800 единиц. Размещаемые же в Европе американские средства ПРО предназначены исключительно для уничтожения некоторой части межконтинентальных баллистических ракет России.
О том, что она ориентирована прежде всего на Россию говорит тот факт, что наша страна нигде не упоминается в ЕПАП как потенциальный «соавтор проекта». Нет её в натовском «плане действий» по ПРО, нет и в «правилах применения силы об использовании ракет-перехватчиков» США и Североатлантического союза в целом, которые были утверждены вскоре после Чикагского саммита альянса.
Что же касается второй вброшенной информации о дальнейших сокращениях СНВ, то она практически с ходу была опровергнута 11 февраля официальным представителем Белого дома Джей Карни, который заявил, что он не ожидает никаких новых объявлений по этому поводу в очередном президентском послании к конгрессу. Действительно, в своём послании 13 февраля американский президент лишь обозначил готовность Вашингтона вовлечь Россию в сокращение «ядерных вооружений», не указав при этом никаких количественных параметров.
Нет в этом выступлении и ответа на принципиальный для нашей страны вопрос: будут ли США сокращать свою противоракетную структуру в Европе или, наоборот, наращивать её? Интересует Россию и то, в каких морских акваториях будут находиться американские ракеты-перехватчики повышенной дальности, установленные уже на трёх десятках боевых кораблей ВМС США, каждый из которых может иметь на борту в среднем по 30–40 таких ракет? Будут ли заменены американские ракеты-перехватчики наземного базирования, которые предполагается установить на румынской базе в Девеселу и под польским городом Редзиково, на более мощные средства перехвата баллистических ракет, что в ещё большей степени усилит их потенциал нивелирования российских сил ядерного сдерживания?
Возникает и ряд других вопросов. Почему в «новых» идеях Вашингтона о сокращении СНВ до сих пор нет упоминания о готовности Соединённых Штатов вывезти американские тактическое ядерное оружие (ТЯО) из Европы на свою территорию, как это сделала Россия уже более 18 лет тому назад? Не предполагает ли Вашингтон оставить этот вид вооружений на континенте ещё на несколько десятков лет, коль скоро в Пентагоне уже объявили об их перспективной модернизации по меньшей мере до 2030 года? Чем можно объяснить ситуацию, когда американские ВВС завершили сооружение новых подземных складских бункеров на 13 военно-воздушных базах в шести странах – членах НАТО для складирования ядерных авиабомб повышенной точности и предназначенных для разрушения высокозащищённых целей? По какой причине Соединённые Штаты и их натовские союзники настаивают на проведении подсчётов российских ядерных вооружений тактического назначения, уточнении их дислокации и статуса боевой готовности до начала официальных дискуссий по этим средствам?
Наконец, в связи с этими двумя информационными «вбросами» о каких-то сокращениях ядерных вооружений возникает вопрос: зачем они были сделаны и почему они не содержат другой дополнительной информации? И здесь, похоже, «ларчик просто открывался». Очевидно, что Соединённые Штаты по-прежнему намерены идти по пути выборочного сокращения ядерных вооружений, делая упор только на дальнейшем сокращении СНВ. Но при этом они полностью исключают из переговорного процесса такие важные виды вооружений неядерного характера, как противоракетные системы, противоспутниковое оружие и высокоточные средства нанесения «молниеносного удара» в любой точке земного шара. Обращает на себя внимание и готовность Вашингтона «укреплять систему ПРО», о чём президент Барак Обама заявил в своём обращении к стране, где он сформулировал ключевые задачи своей администрации в период второго срока её деятельности.
То есть Соединённые Штаты всячески пытаются затушевать за разного рода «новыми предложениями и идеями» в области контроля над вооружениями свои далеко идущие планы по развёртыванию средств передового базирования в виде ТЯО и ПРО, дестабилизирующих глобальную военно-политическую ситуацию и подрывающих хрупкий военно-стратегический паритет между Москвой и Вашингтоном, который создан в течение нескольких десятилетий.
В частности, многократное наращивание ударно-боевых и информационно-разведывательных систем ПРО США при многократном сокращении СНВ может создать опасную ситуацию в мире, о которой говорили американские лидеры ещё в 60-70-е годы прошлого века, – гонку ракетно-ядерных и противоракетных вооружений. Такой дисбаланс может вызвать у Соединённых Штатов соблазн нанести первый ядерный удар, от которого они доктринально ещё не отказались и для реализации которого у них остаются значительные ядерные силы стратегического и тактического назначения.
Реальность и особенность развития современных вооружений наступательного и оборонительного характера и в настоящее время, и в грядущие годы таковы, что они обязательно должны рассматриваться, ограничиваться и сокращаться только в органической увязке друг с другом. Кстати сказать, «сцепку» ядерных и обычных вооружений с противоракетными потенциалами США и НАТО в целом впервые утвердил и саммит Североатлантического союза, состоявшийся в мае прошлого года.
Поэтому как бы ни формулировались «новаторские» предложения, поступающие из Белого дома, оборонным интересам Российской Федерации не отвечало бы дальнейшее сокращение своих СНВ в условиях наращивания Соединёнными Штатами противоракетных средств в глобальном масштабе при наличии их планов по модернизации тактического ядерного оружия и сохранения его размещения на европейском континенте и в азиатской части Турции, а также при неизменности американских намерений по выводу ударного оружия в космическое пространство и обеспечению себе значительных преимуществ в области обычных вооружений. Как зафиксировано в обновлённой Концепции внешней политики Российской Федерации, обнародованной в середине февраля этого года, наша страна последовательно выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями, в том числе с учётом неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами, императивности придания процессу ядерного разоружения многостороннего характера, а также исходит из того, что переговоры о дальнейших сокращениях СНВ возможны «только с учётом всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность».
Москве и Вашингтону вообще следует раз и навсегда договориться о неприменении первыми ядерного оружия друг против друга и не развёртывать свои системы ПРО у границ противоположной стороны. Российская Федерация уже не раз заявляла о своей готовности проявлять сдержанность в противоракетной сфере. Взаимный отказ сторон от применения ядерного оружия в первом ударе сделает нелогичным размещение американских противоракетных систем «на передовых рубежах» и покажет другим ядерным государствам пример реального взаимодействия.
Разумеется, Россия и США сохранили бы за собой право размещать и усовершенствовать собственную инфраструктуру перехвата баллистических ракет на национальной территории. Вашингтон должен отказаться от реализации не только четвёртого этапа ЕПАП, но и всех остальных. То есть от второго, который уже начат, а также третьего, а не только четвёртого, как это предлагают некоторые западные и, к сожалению, некоторые российские эксперты. Отказ же Вашингтона только от четвёртого этапа ЕПАП не будет отвечать интересам национальной безопасности Российской Федерации. В этом случае система ПРО США и НАТО всё равно будет создана. Американской стороне надо думать не о том, как окружить Россию ядерными и противоракетными вооружениями, а как вместе с нашей страной и с другими заинтересованными государствами не допустить выпадения на Землю метеоритных «дождей».
Отказ от реализации ЕПАП в полном объёме будет гораздо дешевле, чем развёртывание Соединёнными Штатами громоздкой противоракетной архитектуры в глобальном масштабе. В этом случае никто не будет вынужден идти на какие-то ответные военно-технические и дипломатические меры. Только на этой основе и на осуществлении ещё ряда важных решений в сфере контроля над вооружениями возможен переход от концепции взаимного гарантированного уничтожения к концепции взаимной гарантированной безопасности, что предлагается осуществить в российско-американских отношениях.