За всю историю авиастроения было выпущено 900 самолетов ТУ-154, 33 из них стали «бортами №1».
Разбившийся под Смоленском самолет Ту-154М президента Польши был произведен в Советском Союзе летом 1990 года. Почему противник всего советского польский президент Лех Качиньский летал на советском самолете, да еще и выпущенным двадцать лет назад?
Самолет главе польского государства достался по наследству от Польской народной республики, бесплатно. По мнению главного редактора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, приобретение западного аналога потребовало бы примерно $60 млн. Экономических причин для этого Пантелеев не видит. Одним из самых слабых мест Ту-154 является его прожорливость – за летный час он тратит до 5 тонн горючего, почти в два раза больше чем аналогичные Airbus или Boeing. Но большой расход топлива важен для коммерческой эксплуатации, когда месячный налет может составлять 300 часов. Для работы в президентских авиаотрядах с небольшими налетами экономия на топливе не существенна. Разбившийся борт президента Польши, к примеру, за 20 лет эксплуатации налетал около 5000 часов при 60 000 разрешенных.
«По этому самолету полностью отработаны все вопросы, связанные с техническим обслуживанием, есть техническая аптечка и подготовленный персонал, – считает Пантелеев. – При грамотном обслуживания самолет ничем с точки зрения безопасности, надежности не будет отличаться от нового».//
Просторный салон самолета позволяет создать пассажиру самые комфортные условия. Начинка «Борта №1» зависит лишь от фантазии владельцев и средств, которые страна готова выделить на транспортное средство первого лица государства.
Первый Ту-154 был построен в 1966 году, за годы производства было выпущено около 900 самолетов разных модификаций, 35 из них стали «Бортами №1» для глав государств советского блока и дружественных Советскому Союзу режимов.
Если исключить российского и украинского президентов, в авиапарках которых имеются Ту-154, в Европе, после крушения польского «Борта №1», осталось всего три таких самолета обслуживающих первых лиц государства.
Еще одна машина осталась в президентском авиапарке Польши, на двух других летают президенты Словакии и Болгарии.
Президент Македонии сейчас летает на Bombardier Learjet 60, Хорватии – на Canadair CL-600-2B16 Challenger 604, Румынии – на Boeing 707. Процесс пересадки европейских президентов с советских самолетов на западные продолжается.
В ноябре 2007 года от правительственного Ту-154М избавилась Чехия, продав его Киргизии, в январе 2008 года был выставлен на продажу и Ту-154М чешского президента.
В феврале этого года Министерство транспорта Болгарии заявило, что летом 2010 года будет выставлен на аукцион и самолет болгарского президента с начальной ценной в 1,2 млн. евро. В Европе таким образом останется лишь два пользователя советской авиационной марки – президент Словакии и будущий президент Польши.