Турция в Сирии сбила вертолёты морской пехоты США, погибло 12 американских военных. Однако Штаты, чтобы не допустить скандала внутри НАТО, были вынуждены скрыть этот факт, запустив в СМИ версию о том, что два вертолета СН-53 Sea Stallion столкнулись друг с другом в воздухе возле Гавайев. Такую сенсационную информацию 20 января опубликовал американский сайт Sorcha Faal.
Утверждается, что вертолеты 14 января вылетели с авиабазы Айн аль-Асад, расположенной на западе Ирака (в конце 2014 года туда прибыло более 300 морпехов США в качестве военных инструкторов). Цель — рутинная миссия по доставке грузов британскому и американскому спецназу ССО, морпехам США, которые работают в Сирийском Курдистане вместе с отрядами народной самообороны сирийских курдов (YPG). Машины Sikorsky CH-53 считаются одними из самых больших на вооружении американских ВС. Они рассчитаны на 16 тонн груза, способны брать на борт легкую бронетехнику.
Однако турецкий истребитель обстрелял вертолеты из своего воздушного пространства. Отмечается, что якобы российская разведка зафиксировала данный инцидент и оперативно известила американцев о случившемся, предлагая помощь в поиске и спасении экипажа. Но военные США заявили, что уже знают о случившемся и предпринимают меры. Однако в итоге Штаты предпочли скрыть данный факт, придумав соответствующее прикрытие, из-за опасений реакции своих граждан на то, что 12 отважных американских морских пехотинцев были убиты их собственным союзником по НАТО.
Официальная версия случившегося такова: два вертолета CH-53E, перевозившие морпехов с военной базы на Гавайях, участвовали в учениях в бухте Кано. На борту каждой из машин находились по шесть военнослужащих, включая инструкторов. Около полуночи 14 января они столкнулись и взорвались. Береговая охрана, ВМФ и другие службы, используя лодки и самолеты, более 115 раз отправлялись в океан и на побережье в надежде найти пропавших. Морпехи прочесывали пляжи пешком и на гидроциклах. 19 января поисковая операция была остановлена.
— Решение о приостановке поиска, когда никого не удалось найти в живых, крайне сложно, учитывая глубину наших переживаний. От имени всей береговой охраны говорю, что наши мысли и молитвы с морпехами вертолетной эскадрильи и семьями и близкими тех, кто остается пропавшими без вести, — сказал капитан Джим Дженкинс, командующий береговой охраны 14-го округа.
Отметим, что столкновение вертолетов над Гавайями сразу породило массу слухов о том, что спецназовцы, летевшие на CH-53E, принимали участие в деликатных операциях США в одной из горячих точек. Некоторые сайты даже выдвинули версию о том, что морпехи были «зачищены», также как в 2011 году при крушении вертолета в Афганистане «неожиданно» погибли члены так называемой «группы 6» спецназа ВМС США — подразделения, которое ликвидировало в Пакистане Усаму бен Ладена.
Но могло ли действительно произойти то, о чем пишет сайт Sorcha Faal?
Для начала стоит сказать о самой ресурсе. Он не раз вбрасывал в информпространство различные конспирологические версии происходящего. Тем не менее, многие эксперты полагают, что за этим проектом стоят весьма информированные люди и некоторые разведывательные службы.
— Конечно, за проектом стоят спецслужбы, но кто именно, понять сложно: британская МИ-6, Моссад, ЦРУ, РУМО (Разведывательное управление министерства обороны США) или американское Агентство национальной безопасности, например, — отмечали эксперты, подчеркивая, что ресурс, безусловно, является элементом информационной войны, причем зачастую — внутри американской элиты.
Ветеран ГРУ ГШ ВС, генерал-майор в отставке Сергей Канчуков вполне допускает, что версия про крушение американских вертолетов Sikorsky CH-53 Sea Stallion в небе над Сирией и сокрытие этого факта под «гавайской легендой» может оказаться правдой.
— Сообщения о том, что два вертолета CH-53E, перевозившие морских пехотинцев, столкнулись ночью и взорвались, имея современные приборы ночного видения и определяя себя на встроенных локаторах, сразу показались странными. Это же было не в боевых условиях, когда приборы машины могут быть отключены, — вертолеты перевозили военнослужащих, которые принимали участие в учениях. Тем более что летный состав был хорошо знаком с местными условиями, так как вертолеты были приписаны к военной базе, и густой туман и проливной дождь вряд ли им был в новинку.
Несмотря на развернутую поисковую операцию, задействование двух эсминцев, вертолетов, самолетов, военнослужащих на гидроциклах, обследование около 75 тысяч квадратных километров океана, Береговая охрана США остановила пятидневные безрезультатные поиски. Да, были сильные волны, но ведь CH-53 — самый тяжелый вертолет в составе ВС США. Сообщения о том, что якобы были найдены четыре спасательных плота с разбившихся вертолетов, а также небольшие обломки воздушных машин — выглядят неубедительно. Невольно задумаешься о достоверности официальной версии.
Могла ли быть развернута кампания в СМИ с версией о крушении вертолетов возле гавайского острова, чтобы скрыть их уничтожение в Сирии? Мое мнение — могла. Соединенные Штаты возлагают большие надежды именно на боеспособные отряды YPG, поэтому выступают против того, чтобы авиация и спецназ Турции воевали против сирийских курдов. И резкие действия руководства Турции, страны, входящей в Североатлантический блок, Штаты не сильно поощряют. А как мы знаем, Анкара всячески бы хотела под видом создания буферной зоны вторгнуться в Сирию и, в первую очередь, нанести удар по курдам. А после инцидента с нашим фронтовым бомбардировщиком Су-24М и на фоне противоречий по курдскому вопросу, Вашингтон вроде как немного дистанцировался от Анкары.
Если обсуждаемая версия произошедшего верна, то турки пошли на такой шаг, чтобы еще сильнее дестабилизировать обстановку в регионе. Возможно, что они хотели списать уничтожение американских вертолетов на действия российских ВКС (как мы знаем, наши данные объективного контроля турки запросто могли объявить фальшивкой). Но российские военные вовремя вскрыли данный факт и передали информацию об этом американцам, которые поспешили замять данный факт, чтобы не нарушать единства в НАТО, ведь это, в первую очередь, сыграло бы на руку России. Так что при всей, на первый взгляд, нереальности такой версии, я бы не стал сбрасывать ее со счетов. Ведь иногда самая фантастическая версия и оказывается правдой.
Полковник ВВС в отставке Владимир Анохин, выполнявший боевые вылеты в Сирии в 1970-е годы, также говорит, что теоретически американцы могли организовать такое «заметание следов» сирийского инцидента.
— Турки стараются проводить самостоятельную политику в регионе, иногда не сильно дальновидную, но непредсказуемую. Анкаре буферная зона в Сирии необходима как воздух, иначе она не выиграет в сирийском конфликте — турки не смогут сместить Башара Асада и привести к власти свои группировки. Но, конечно, у меня большие сомнения в том, что американцы стали бы так далеко «зашифровывать» свои вертолеты — где Сирия, а где Гавайи? Сильно большое расстояние между ними. С другой стороны — а где еще «организовать столкновение» вертолетов, погибших на задании, как не рядом со своими базами?
Но вообще вариант столкновения вертолетов в воздухе в сложных погодных условиях возможен. Поскольку здесь надо держать и скорость, и дистанцию… Подготовка американских экипажей на высоком уровне, но вариант форс-мажора исключать никогда нельзя. Лично мне все-таки версия про банальное столкновение вертолетов возле гавайского острова кажется более правдоподобной.
Военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев соглашается, что в истории с крушением американских вертолетов Sikorsky CH-53 Sea Stallion слишком много вопросов.
— Конечно источники информации об уничтожении этих машин в Сирии, мягко говоря, вызывают сомнения. Но при этом я не стал бы исключать подобного развития событий. Действия США в Сирии с опорой на курдов Турции очень не нравятся. И Анкара могла организовать очередную провокацию, свалив вину за произошедшее на РФ или боевиков из какой-нибудь неподконтрольной им группировки. Но вряд ли турки напрямую отважились бы сбить американские вертолеты, то есть отмашку они бы дали, но вот исполнили чужими руками — например, тех же туркоманов, которые могли применить ПЗРК. Тем более что к району приковано внимание разведслужб, и турецкий самолет в момент атаки тут же заметили.
Крушения вертолетов в США в последнее время происходят постоянно. И в принципе в сложных погодных условиях столкновение машин возможно. Но! Вряд ли эти вертолеты пригнали для учений из какой-нибудь Калифорнии, и летчики не привыкли к местным условиям полета. Вертолеты приписаны к местной военной базе, поэтому пилоты отлично знали географические, метеорологические условия и т. д. Кроме того, вертолеты работают парами, а не в одиночку.
Поэтому я вполне могу допустить, что вертолеты могли быть сбиты в небе над Сирией. И в нынешних условиях военное и политическое руководство США вполне могло утаить этот факт, чтобы избежать неудобных вопросов. Но если эта информация — правда, то американцы сделают все, чтобы турки пожалели о том, что решились на подобные действия.
Военный аналитик Сергей Ермаков говорит, что вряд ли Пентагон стал бы таким образом заметать следы, все-таки ближневосточный регион и Гавайи — это разные командования. Другое дело, если операцию проводило ЦРУ.
— Военному ведомству легче было бы списать все на техническую неисправность, и «изобразить» крушение где-нибудь поближе к Сирии. Или обвинить в случившемся боевиков ИГ *, которые могли подбить вертолеты из старой ЗУ-23−2. Тут же речь идет о слишком сложной схеме. Хотя мы помним, что были случаи, когда самолёты с одинаковыми бортовыми номерами летали через всю Европу…
Антон Мардасов
Источник: