Участниками резонансных ДТП все чаще становятся работники правоохранительных органов

uchastnikami-rezonansnyx-dtp-vse-chashhe-stanovyatsya-rabotniki-pravooxranitelnyx-organov

Участниками резонансных ДТП все чаще становятся работники правоохранительных органов, высокопоставленные чиновники либо водители машин с так называемыми «милицейскими» номерами

По статистике, в сентябре прошлого года в Москве произошло 1379 ДТП, в которых погибли 116 человек. В сентябре 2007-го эти цифры даже чуть меньше: 1338 аварий, унесших жизни 108 человек. Зато возросло число особо трагических, резонансных случаев, получивших широкую огласку в прессе.

Когда в сентябре одно за одним стали появляться сообщения о страшных авариях, возникло даже подозрение, что раньше ГАИ по каким-то своим причинам просто не обнародовала все подобные данные. Однако, как говорят в ГИБДД Москвы, рост числа крупных ДТП шокирует и самих инспекторов. Причем причиной такого трагического скачка статистики здесь называют почему-то вдруг резко упавшую культуру вождения. Разумеется, никаких сколько-нибудь серьезных исследований по этому поводу никто не проводил, но инспекторы утверждают, что по сравнению с прошлым годом столичные автомобилисты ведут себя на дорогах наглее и безответственнее.

И это после значительного ужесточения наказаний для водителей?

Да, в Москве слишком много «привилегированных», тех, кто по блату, по должности, а то и просто за деньги добыл какой-нибудь спецталон-«вездеход» или «крутой» номер и теперь считает, что ему все позволено. Да, сыграла свою роль и массовая продажа водительских удостоверений, что бы ни говорили нам высшие чины ГИБДД о борьбе с коррупцией.

Но одно дело — блондинка на джипе или в навороченной иномарке, сбивающая детскую коляску на пешеходном переходе, неожиданно для себя вылетающая на тротуар или встречную полосу. Тут о культуре вождения (как и вообще о культуре) говорить действительно не приходится. А что стало с мастерством целой армии шоферов ФСО, спецбатальонов, машин сопровождения VIP-персон и личных водителей крупных чиновников? Ведь именно они плюс работники правоохранительных органов все чаще становятся виновниками (или причиной) самых громких дорожно-транспортных происшествий в Москве и Подмосковье.

25 августа в центре столицы некто Анастасия Мальцева, как сообщалось, родственница Михаила Зурабова, сбила на пешеходном переходе беременную женщину.

Это случилось, когда Алексей Ставровский и его невеста Евгения Пугачева возвращались из ювелирного магазина, где только что купили обручальные кольца. Пара переходила дорогу на Смоленской площади по регулируемому пешеходному переходу. Евгения шла немного впереди. Неожиданно из-за стоящих у светофора машин вылетел «Ниссан Альмера». По словам Алексея, водитель даже не пытался затормозить — на полном ходу машина сбила женщину и протащила ее на капоте 15 метров. От удара о лобовое стекло Евгения сломала шейные позвонки и скончалась до приезда «скорой помощи».

По словам очевидцев, чуть ли не сразу после случившегося на месте аварии появился человек, который предупредил инспекторов ГИБДД, что Анастасия Мальцева, водитель «Нисана», — родственница министра здравоохранения Михаила Зурабова, теперь уже бывшего.

— На самом деле, как сказал мне адвокат Мальцевой Владимир Левин, никая она не родственница экс-министра, — рассказал «Новой» Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». — Могу предположить, что этот слух распространили специально, чтобы привлечь побольше внимания, чтобы был резонанс. Случившееся, конечно, — настоящая трагедия, и тем не менее есть в этом деле и много неясного. К примеру, первое сообщение об аварии было каким-то уж слишком художественным, с подробностями — откуда шла эта пара, когда у них должна быть свадьба и т.д. Но никто не может описать, как выглядел тот человек, который якобы сообщил о родстве с Зурабовым. В общем, я склонен верить адвокату, что никакая она не родственница.

И все же в этом эпизоде действительно много непонятного и странного. Уголовное дело против Мальцевой было заведено лишь спустя 13 дней после ДТП. И, по словам Алексея Ставровского, ему пришлось написать не одну жалобу в прокуратуру, чтобы дело возбудили и оно сдвинулось с мертвой точки. Сейчас Мальцева находится почему-то в психиатрической больнице. Как говорит ее адвокат, его подопечная по-прежнему в шоковом состоянии и пока не готова давать показания. Интересно и то, что в сводках ГИБДД за 25 августа это ДТП вообще не фигурирует. Почему оно сразу не попало в статистику?

10 сентября кортеж председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, следующий по встречной полосе Калужского шоссе, протаранил «Жигули» четвертой модели.

В «Жигулях» находились подполковник ВВС в отставке Александр Труфанов, его родственник Валентин Чернец, а за рулем была 46-летняя Наталья Труфанова. Александр Труфанов погиб, его жена и родственник доставлены в больницы. Как мы уже сообщали («Новая газета» № 75), водитель машины сопровождения, соблюдая технику тарана согласно закрытой для простых смертных инструкции, не пострадал.

Первоначально в ДТП заочно обвинили Наталью Труфанову. Была озвучена версия, что по встречке ехали именно «Жигули». Однако «Свобода выбора» нашла двух свидетелей, которые уже связались со следователем и дали показания о том, что по встречной полосе ехали «Мерседес»-«ледокол» и представительский автомобиль Вячеслава Лебедева.

— Наталью сейчас перевезли в госпиталь имени Бурденко, — рассказал неделю назад лидер «Свободы выбора» Вячеслав Лысаков. — С одной стороны, это хорошо, там ей обеспечат необходимую медицинскую помощь, а с другой — к ней никого не пускают. Человека же, юридически неподготовленного, легко запутать и запугать, и следствие может закончиться как угодно.

В течение недели представители общественных организаций уговаривали родственников Натальи пойти на контакт с прессой. В результате от дочери пострадавшей стало известно, что Наталья Труфанова пришла в себя и рассказала об аварии. Женщина помнит, как навстречу ей несся кортеж, причем спецсигналы на обеих машинах включены не были.

Теперь у следствия есть три свидетельства виновности водителя «Мерседеса», который сопровождал председателя Верховного суда. Хотя все равно неизвестно, чем закончится это расследование и кто оплатит лечение Валентину Чернецу, который находится в больнице Подольска.

Дело в том, что родственник Труфановых — гражданин Украины, а между нашими странами нет соглашения об оказании медицинских услуг. Поэтому Валентин должен из своего кармана оплатить лечение. Средние тарифы на лечение иностранных граждан в российских больницах — около тысячи рублей только за палату. Если учитывать стоимость процедур, лекарств и консультаций врачей, Валентину Чернецу придется заплатить за лечение не меньше 40 тысяч рублей.

Правда, по нашим законам платить за медицинское обслуживание должен будет виновник аварии. Но, разумеется, Вячеславу Лебедеву, даже если следствие докажет невиновность водителя «Жигулей», ничего не грозит, ведь столкновение произошло с автомобилем сопровождения, за рулем которого был специально обученный офицер, к тому же действующий по инструкции. Кстати, именно 10 сентября Верховный суд вынес решение по иску о незаконности спецсигналов. Вердикт: привилегии особо охраняемых лиц были, есть и будут.

13 сентября автомобиль, в котором ехал помощник Германа Грефа, Игорь Коньков, вылетел на встречную полосу Кутузовского проспекта, зацепив еще пять машин.

За рулем Lexus, в котором погибший Игорь Коньков был пассажиром, находилась 27-летняя Александра Походина. Девушка попала в больницу с черепно-мозговой травмой и многочисленными переломами. Именно ее называли виновницей остальные участники ДТП, подозревая водителя Lexus в «неадекватном состоянии». Однако уже доказано, что Александра в состоянии наркотического или алкогольного опьянения не была. Мы связались с родственником Александры Походиной:

— Саша по-прежнему в больнице в очень тяжелом состоянии. У нее провалы в памяти, проблемы с речью. Никаких бесед со следователями у нее не было, и как будет дальше развиваться ситуация, пока неизвестно.

По словам родственника, автомобиль с номерами «блатной» серии ВМР ей не принадлежал, Александра ездила на нем по генеральной доверенности.

Разбитый Lexus по-прежнему находится на стоянке, посторонних к нему не пускают. По информации родственников Походиной, экспертиза автомобиля еще не проводилась, хотя с момента аварии прошел почти месяц.

Кроме чиновника, в ДТП на Кутузовском погибли еще двое — водитель и пассажир «ВАЗ 2112».

20 сентября погибли губернатор Виктор Шершунов и его водитель Владимир Цветков.

«Новая» уже дважды рас-сказывала об обстоятельствах дела и о предварительных выводах следствия, которые меняются каждую неделю (см. № 73 и 75). Напомним: сначала виновником трагедии на Ярославском шоссе называли водителя «Форд Фокуса», который якобы выехал на встречную полосу. Чуть позже, когда хозяин «Форда» Андрей Никифоров пришел в себя и рассказал, что ехал в одном направлении с автомобилем погибшего губернатора, первоначальные обвинения с ярославского предпринимателя сняли. В частности, еще и потому, что камеры наблюдения на посту ДПС, который проезжали обе машины незадолго до аварии, зафиксировали и «Мерседес» губернатора, и «Форд» Андрея Никифорова — оба ехали в Москву.

Андрей Никифоров сейчас находится в больнице Сергиева Посада. Вот что рассказал «Новой» близкий друг пострадавшего Дмитрий Прохоров:

— Врачи оценивают состояние Андрея как стабильно тяжелое — у него черепно-мозговая травма и около десяти переломов. Травма головы очень серьезная, он сейчас говорит с трудом, ничего не помнит, путает слова. Пока что никого, кроме жены, к нему не пускают, и все новости мы получаем только от нее. А вот о подробностях аварии нам мало что известно. Дело в том, что врачи запретили говорить с ним о ДТП, потому что это может плохо сказаться на его психике. К нему, правда, приходил уже следователь, но что ему удалось выяснить, тоже неизвестно.

Знакомые Андрея Никифорова не понимают, как он мог попасть в такую ужасную аварию. У Андрея Никифорова 17-летний водительский опыт. За рулем с тех самых пор, когда в 18 лет получил права.

— У него никогда не было серьезных нарушений, — рассказывает Дмитрий Прохоров.

— Пару раз всего-то Андрея штрафовали, да и то по мелочи. Он всегда очень аккуратно водил машину, не помню, чтобы когда-нибудь лихачил. Андрей ездил за рулем каждый день в течение многих лет, и у него не было ни одной аварии, даже самой незначительной.

Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что вины Андрея в случившейся трагедии нет:

— Обстоятельства аварии заставляют предположить, что скорость губернаторского «Мерседеса» была под 200 километров в час. Он несся так в темноте, по мокрой дороге. А Андрей, как и многие опытные водители ночью на пустой трассе, ехал, держась посередине двухполосной дороги, — когда у тебя перед глазами прерывистая разметка, легче держать дорогу в условиях плохой видимости. Скорее всего, заметив несущийся «Мерседес», водитель «Форда» решил прижаться вправо, чтобы уступить ему дорогу. Но водитель губернатора, судя по всему, этого не понял и попытался обогнать «Форд» именно с правой стороны. В результате был удар в заднюю правую часть, из-за которого двигатель «Форда» и улетел вперед по ходу движения. А уже потом легкий «Фокус» закрутило и произошло то самое «лобовое столкновение». «Мерседес» от удара вылетел с дороги — повреждения у него именно характерные для падения, а не для столкновения с другой машиной. Мы считаем, что есть все основания требовать проведения независимой инженерно-технической экспертизы.

То, что погибший водитель губернатора Владимир Цветков любил быструю езду, подтверждает, например, Роман Рубанович, руководитель проекта «Автодети», который работал в Костроме в 1996—1997 годах оператором на телевидении. Однажды их группу отправили на срочную съемку в Москву.

— Меня посадили во второй автомобиль из кортежа губернатора, — рассказал «Новой» Роман. — В первом за рулем был погибший 20 сентября Владимир Цветков. Ночью, по гололеду, мы неслись со скоростью 130–150 километров в час. На машине губернатора тогда были и красная, и синяя мигалки, но они включались только тогда, когда на дорогу выбегали гаишники с радарами. То есть мигалки использовались не по назначению.

По делу о гибели губернатора Виктора Шершунова заведено уголовное дело по статье «несоблюдение ПДД, повлекшее смерть двух и более человек». Если Андрею Никифорову не удастся доказать следствию свою невиновность или заставить суд поверить, что в VIP-авариях могут быть виновны не только простые автомобилисты, ему грозит тюремное заключение сроком до семи лет. Автомобильная общественность пытается защитить пострадавшего водителя «Фокуса». Так, «Свобода выбора» уже направила протест против «презумпции виновности простого водителя». Возможно, в будущем по России может прокатиться новая волна акций и митингов в защиту непривилегированных автомобилистов.

15 сентября подполковник милиции выехал на встречную полосу Минского шоссе — произошла авария с участием четырех автомобилей.

На 28-м километре Мин-ского шоссе подполковник милиции, начальник штаба ОВД «Раменки» 38-летний Алексей Креков выехал на встречную полосу и столкнулся с четырьмя автомобилями. Джип милиционера задел две «Волги», «Субару» и «Мерседес». Больше всех пострадали водитель и пассажир «Волги», которая первая приняла на себя удар. У Алексея Чикилина, сидевшего за рулем, обнаружили разрыв селезенки, а у его жены — переломы ребер и челюсти. Другие участники ДТП отделались небольшими травмами. Приехавшие на место ДТП медики дали заключение, что водитель «Гранд Чероки» был пьян. Позже выяснилось, что Креков уже был лишен прав на 18 месяцев за управление автомобилем в нетрезвом виде.

24 сентября, буквально через несколько дней после нашумевшей аварии, в которой погиб помощник Германа Грефа, на Кутузовском проспекте снова произошло ДТП с участием машины с номерами так называемой «милицейской» серии.

Возле Триумфальной арки столкнулись шесть автомобилей.

Инспектора ДПС сразу назвали причину аварии: «Ауди А8» с номерными знаками В807МР решила обогнать «Рено» по разделительной полосе. Однако машину занесло и с разделительной вынесло на встречную полосу. Пять автомобилей не успели увернуться от несущейся «Ауди». К счастью, погибших нет, пострадали два человека: у девушки, которая ехала на «Пежо», сломана челюсть, а водителя «Форд Мондео» зажало в машине — чтобы освободить молодого человека, спасателям понадобилось больше часа. Возбуждено ли дело по факту аварии — неизвестно. В ГИБДД Москвы информации об этом нет.

29 сентября в Кемерове милиционер из табельного оружия застрелил человека, с которым у него произошла авария, а покинув место ДТП, сбил двух девушек.

На прошлой неделе министр внутренних дел Рашид Нургалиев отстранил от должности начальника ГУВД Кемеровской области Анатолия Виноградова. Отставка милицейского чиновника связана с тройным убийством, которое совершил его подчиненный. Губернатор Кемеровской области попросил министра МВД разобраться в этой ситуации, так как «чрезвычайные происшествия и уголовные преступления, совершаемые сотрудниками милиции области или с их участием, в том числе в составе вооруженных банд и организованных преступных групп, стали уже обычным явлением для милиции Кузбасса».

Как установило следствие, 29 сентября 23-летний лейтенант милиции Дмитрий Мучников вместе с двумя сослуживцами ехал на своих «Жугилях» двенадцатой модели. На одном из перекрестков он врезался в «Тойоту». По словам его сослуживца, который ехал с ним в одной машине, они отрабатывали спецзадание, когда в них неожиданно врезалась иномарка. Дмитрий решил, не вызывая ГАИ, разобраться с виновником ДТП на месте. Между водителями началась драка, во время которой милиционер достал пистолет и выстрелил в лицо 40-летнего Вячеслава Романова, водителя «Тойоты». Мужчина получил перелом костей черепа и ранение поверхностных отделов мозга и через три дня скончался в больнице. Стражи порядка решили скрыться с места преступления. На одном из поворотов Мучников не справился с управлением и сбил двух девушек, 16 и 17 лет, которые погибли на месте.

Оперативника задержали через три дня после аварии. На допросе лейтенант признался, что накануне аварии выпил… немного пива. Во время следствия выяснилось, что оперуполномоченные вообще были не на задании и не имели права иметь при себе оружие. Мучников обязан был сдать табельный пистолет после работы.