В чью пользу закончится борьба за безопасность авиаперевозок?

v-chyu-polzu-zakonchitsya-borba-za-bezopasnost-aviaperevozok

Череда авиакатастроф подтолкнула российские власти на принятие весьма жёстких законодательных мер.

Катастрофичность состояния отечественной авиации лишний раз подтвердило крушение пассажирского самолёта Як-42. Напомним, в минувшую среду самолёт разбился, едва оторвавшись от взлётно-посадочной полосы; в результате аварии погибли почти все члены экипажа и игроки ярославского хоккейного клуба «Локомотив». Всего жертвами крушения стали 43 человека.

Впрочем, положение на российском рынке воздушных перевозок давно стало предметом общественного раздражения. Только за 2011 год в России произошло 7 аварий с участием самолётов гражданской авиации. Крупнейшая из них унесла жизни 45 человек — люди погибли при крушении самолета Ту-134А в Республике Карелия 20 июня. 1 июля в Томской области разбился Ан-24, погибли 7 человек. Ещё один Ан (модели 12А) потерпел крушение 9 августа в районе поселка Омсукчан (Магаданская обл.), число жертв катастрофы достигло 11.

Происшествие с Як-42 стало не только одним из самых масштабных по числу погибших. Широкий общественный и международный резонанс вызвал тот факт, что на борту находилась хоккейная команда «Локомотив» в полном составе. Накануне президент РФ Дмитрий Медведев изменил график своей работы и в экстренном порядке прибыл в район крушения на совещание оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы. Как и ожидалось, за словами соболезнования последовало несколько жёстких заявлений относительно состояния российской авиаотрасли, а также требование сократить число авиаперевозчиков и обновить отечественный авиапарк.

— Проблема парка есть, и правительству, видимо, придется принять очень непростое решение. Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя, — сказал Медведев.

По итогам совещания президент поручил Минпромторгу в кратчайшие сроки убрать все барьеры на пути поставок зарубежных самолетов в Россию. Минтранс, в свою очередь, получил команду сократить количество авиакомпаний и ужесточить правила выдачи разрешений на авиационную деятельность.

Последнее решение вызвало неоднозначную реакцию среди экспертов и участников транспортного рынка. С одной стороны, десять крупнейших авиакомпаний обеспечивают до 85% от общего числа пассажирских перевозок. Остальные 15% распределены между 120 небольшими перевозчиками, и именно у них чаще всего возникают проблемы технического характера.

— Такие компании хуже всего следят за своим парком самолетов, — считает президент.

— Маленькие авиакомпании экономят практически на всем, и для всех очевидно, что качество ремонтных работ в этом случае оставляет желать лучшего, — соглашается управляющий директор ФГ БКС Сергей Данилов.

Но, с другой стороны, уход этих перевозчиков с рынка означает резкое снижение конкуренции и дополнительные расходы для оставшихся компаний. А это неминуемо приведёт к удорожанию их услуг, считают эксперты.

Кроме того, согласно новым правилам авиаперевозок, с 2012 года на рынок будут допущены только те компании, в парке которых имеется не менее 10 однотипных судов. А с 2013-го эта цифра будет увеличена до 20. Как считает редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, эта мера не имеет отношения к обеспечению безопасности и в то же время станет для отрасли практически «убийственной».

— Предлагаемые ограничения ставят крест на возможности создания новых авиакомпаний и на привлечении инвестиций в отрасль. Таких ограничений нет ни в одной стране мира, — сказал Синицкий в интервью РБК.

Как говорит аналитик «Финамаэро» Алексей Захаров, «обеспечить соблюдение технических норм гораздо сложнее, чем просто взять, и запретить всё, что угодно».

— Естественно, наши власти идут по второму пути, — констатирует эксперт.