В Казахстане завершено расследование дела о подкупе сотрудниками «Укрспецэкспорта» — украинского посредника в сфере экспорта продукции и услуг военного назначения — высокопоставленных генералов Минобороны республики. Дело будет рассматривать специализированный межрайонный суд Астаны. Официальных комментариев немного, но если верить источникам, фигуранты дела оказались в незавидном положении. На них могут «повесить» прошлогоднее крушение самолета Ан-72, на борту которого находилось руководство погранслужбы Казахстана. Незадолго до трагедии самолет прошел ремонт на украинском «КБ Антонов».
О задержании двух сотрудников «Укрспецэкспорта» в международном аэропорту Астаны стало известно в конце января. Казахстанские оперативники зафиксировали, как украинцы передали некоему высокопоставленному генералу деньги, после чего собирались вылететь на родину. Имена задержанных не раскрывались, представители «Укрспецэкспорта», подтвердив задержание своих сотрудников, тем не менее также отказались назвать их фамилии.
Впрочем, журналисты довольно быстро выяснили, что речь идет о начальнике первого регионального департамента «Укрспецэкспорта» Александре Школяренко и о его заместителе Александре Хрулеве. Как писало «Зеркало недели», они передали казахстанскому чиновнику «благодарность» за содействие в реализации неких контрактов. По первоначальной информации, полученной ZN.UA из разных источников, сумма этой «благодарности» исчислялась полутора миллионами долларов, однако казахстанская сторона назвала значительно более скромную цифру в двести тысяч.
Источник «Цензор.НЕТ» утверждал, что Школяренко «из своих рук озолотил добрую половину сотрудников зарубежных министерств обороны, с которыми работает “Укрспецэкспорт”». Он, по данным издания, курировал важнейшие сделки компании, а в Казахстане — контракты о совместном производстве украинского БТР-4, а также по ремонту казахской бронетехники на Львовском танкоремонтном заводе. (Речь идет о контракте на поставку ста БТР-4 на сумму в 150 миллионов долларов, который Украина подписала с Казахстаном в прошлому году; примечательно, что тендер Украина выиграла у России.)
В связи с этим появились предположения о том, что данный контракт не устраивал кого-то из руководства республики и Школяренко с Хрулевым оказались заложниками этих внутриказахстанских «разборок». Однако никаких подтверждений эта версия до сих пор не получила, а само дело в отношении украинцев приняло совершенно иной оборот.
Практически одновременно с задержанием топ-менеджеров «Укрспецэкспорта» казахстанское телевидение распространило заявление о задержании начальника Главного управления вооружений Министерства обороны республики Алмаза Асенова. Его обвинили в получении взятки в 200 тысяч долларов. В оборонном ведомстве генерал-майор Асенов отвечал за закупку, модернизацию и утилизацию различных видов вооружений. Через его управление проходили все крупные контракты. Официально задержание Асенова и украинских специалистов никак не связывалось, однако, по данным СМИ, «благодарность» от последних получил именно он. Газета «Мегаполис» 18 февраля писала: «Сейчас в СИЗО генерал-майор Асенов сотрудничает со следствием, дает признательные показания. Говорит, что деньги ему передали представители АО «Укрспецэкспорт», которых тоже задержали в аэропорту Астаны. И они тоже “раскололись” сразу: кому давали “на лапу”, когда и сколько. Все показания занесены в протокол».
По данным издания, через некоторое время после ареста Асенова были взяты под стражу начальник авиации ПС КНБ РК Фархад Рахимбеков и его заместитель Вячеслав Шереметьев. Широкой огласке эта новость не предавалась, поэтому до сих пор неизвестно, что им инкриминируют.
Почти месяц казахстанские силовики хранили молчание, после чего Генеральный прокурор Асхат Даулбаев в интервью КТК как бы между делом раскрыл истинные масштабы этой истории. «Хотел бы сказать, что буквально в конце января мы задержали ответственных должностных лиц из числа генералитета Вооруженных сил, которые получили от представителей «Укрспецэкспорта» денежные средства в виде взяток за ремонт авиационной техники». Он уточнил, что речь идет о самолетах, находящихся на балансе Погранслужбы (она подчинена комитету национальной безопасности) и Министерства обороны. В частности, по словам Даулбаева, «имеются факты (по всей видимости, речь идет о фактах получения взяток) и по ремонту АН-72, который потерпел крушение в декабре прошлого года».
Ан-72 пограничной службы Казахстана, летевший из Астаны в Шымкент, разбился 25 декабря 2012 года примерно в 20 километрах от пункта назначения. Жертвами катастрофы стали семь членов экипажа, 19 пограничников, в том числе исполнявший обязанности начальника пограничной службы Турганбек Стамбеков, а также его супруга Сауле Стамбекова, летевшая вместе с мужем. Военнослужащие должны были принять участие в региональном совещании по итогам прошедшего года. По предварительным данным, причиной катастрофы стали неполадки в бортовом оборудовании (выход из строя автопилота, сбои в работе приборов измерения высоты), а также ошибки, допущенные экипажем.
Разбившийся самолет находился в эксплуатации с 1991 года. Летом 2012-го он прошел капитально-восстановительный ремонт на украинском заводе «КБ Антонов». Из заявления прокурора не совсем понятно, как связаны (и связаны ли вообще) задержанные в январе сотрудники «Укрспецэкспорта» с крушением самолета, произошедшим месяцем ранее. Ряд СМИ, в частности, газета «Капитал», утверждают, что связь действительно есть. Издание выяснило, что украинцев обвинили в даче взятки казахстанским военным за то, что те «без претензий принимали отремонтированные АН-72», один из которых впоследствии разбился. Изданию не удалось получить официальный комментарий «Укрспецэкспорта» по этому поводу, однако неофициально его представители обвинения отвергли.
Из-за того что казахстанские силовики упорно хранят молчание, в этом деле остается много вопросов. В частности, неясно, почему «вознаграждение» в 200 тысяч долларов казахстанский генерал получил уже после крушения АН-72, была ли это единственная взятка за подобного рода контракты. Неизвестно также, как удалось выйти на коррупционеров.
В Минобороны Казахстана между тем продолжаются громкие разоблачения. 25 апреля стало известно о задержании бывшего заместителя главнокомандующего силами воздушной обороны генерал-майора Аскара Бульдешева, которого заподозрили в махинациях с ремонтом военной техники. Сообщалось, что генерала отстранили от занимаемой должности за несколько дней до задержания. В войсках он курировал закупку и модернизацию авиапарка.
P.S. На днях в Карагандинской области Казахстана разбился истребитель МИГ-31. Причиной крушения в Минобороны назвали отказ техники. В конце декабря прошлого года самолет прошел гарантийный ремонт на российском заводе (ОАО 514 АРЗ). Представителей ржевского предприятия уже вызвали в Казахстан.