В Москве начнутся слушания по делу хищений в фонде Гергиева

v-moskve-nachnutsya-slushaniya-po-delu-xishhenij-v-fonde-gergieva

В Тверском суде Москвы в понедельник начнутся предварительные слушания по делу о миллионных хищениях в благотворительном «Фонде Валерия Гергиева». Знаменитый на весь мир дирижер оказался втянут в череду скандалов в начале февраля. Следственный комитет России тогда объявил, что дело завершено. Обвинение в растрате предъявили директору Фонда Игорю Зотову и его знакомому Казбеку Лакути, передает корреспондент «МИР 24» Сергей Ясенев.

Сам музыкант назвал это неприятной страницей в своей истории. Но, по всей видимости, не единственной. Очередной удар Гергиеву нанесли петербуржцы. Причина – вторая сцена Мариинского театра. На стройку продолжительностью в 10 лет потратили 22 миллиарда рублей. Но жителей северной столицы возмутило даже не это, а внешний облик здания. Новую Мариинку они называют торговым центром и Макдональдсом. Говорят, ждали архитектурного шедевра, а получили бетонную коробку.

Почти два года назад Валерий Гергиев обнаружил серьезную недостачу в своем Благотворительном фонде и написал заявление в прокуратуру. Только в этом году следственный комитет озвучил результаты расследования. По версии ведомства бывший директор фонда Игорь Зотов и его знакомый Казбек Лакути присвоили почти четверть миллиарда рублей.

«Эти деньги они перечислили на счета подконтрольных фирм, а затем приобрели на них шесть квартир и машиномест в элитном доме в центре Москвы, каждая из этих квартир метражом более 180 метров в настоящее время оценивается более чем в сто миллионов рублей», – сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.

Сумму ущерба фонда комитет оценил в 470 миллионов рублей. С такой арифметикой, как и с обвинениями не согласна адвокат Зотова.

«Эти квартиры и машиноместа уже переданы Гергиеву. Зотов за счет своих средств и за счет средств супруги продал свою квартиру на Кутузовском, они приобрели для себя жилье в этом доме. Здесь ничего криминального нет, каждый человек имеет право на свои средства, что и было сделано Еленой Александровной – супругой Зотова», – отмечает адвокат Зотова Анита Агеева.

Имя Зотова с Фондом Гергиева было связано с самого его основания в 2003 году. Они вместе занимались организацией музыкальных фестивалей «Звезды белых ночей» и «Пасхального». Сегодня они по-разному оценивают совместную работу.

«Да, это был промах, но знаете, заниматься руководством, творческим процессом и следить за каждым из сотрудников, довольно трудно, конечно нужно и стремиться к этому нужно и довольно трудно, это неприятная страница и моей и в истории этих фестивалей, но фестивали, по-моему, радовали и радуют», – делится художественный руководитель Мариинского театра, учредитель Благотворительного фонда Валерий Гергиев.

Пока подозреваемый Зотов 15 месяцев следит за ходом следствия в СИЗО, общественность гадает, кто стоит за именем второго фигуранта дела?

«Лакути – это брат, двоюродный брат Гергиева, да, он не находится под стражей, ну не знаю почему ему была избрана другая мера пресечения», – отмечает Анита Агеева.

Если вину Лакути и Зотова еще только предстоит доказать в суде, то ущерб, который это дело уже нанесло благотворительной деятельности в России подсчитать невозможно.

«Во-первых сами благотворители начинают сомневаться в целевом использовании тех средств, которые они передают в эти фонды, во-вторых контролирующие фонды, это и налоговые службы и министерство юстиций, безусловно сейчас также заострят свое внимание на проверке благотворительных фондов, я думаю, что благотворительные фонды уже ожидают такой проверки», – поясняет председатель юридического агентства Алексей Линецкий.

Пока свою проверку общественным мнением проходит другой проект маэстро Гергиева – вторая сцена Мариинского театра. Строители еще не успели снять строительные леса, а активисты движения «Красивый Петербург» уже подсчитали статистику гражданского мнения.

«1500 человек. Так вот, 40% из них сказали, что это торгово-развлекательный центр, где-то 20% людей отмечают, что это бизнес-центр, чуть меньше отмечают, что это некий, даже здание автомобильного завода или же, что это культурный центр 1970-х годов, и лишь 5% отметили, что это может быть здание Мариинки», – рассказывает активист движения «Красивый Петербург» Красимир Врански.

Скандалы сопровождали вторую Мариинку на протяжении всего строительства. Меняли проект французского архитектора на канадский – хотели сэкономить. Потом подвел генподрядчик – оказалось, что Счетная палата при проверке обнаружила факты неэффективного использования более 290 миллионов рублей.

Вторая сцена Мариинки откроется только в мае, но уже стала одной из самых дорогих в мире театральных площадок. 10 лет назад на нее планировалось потратить 10 миллиардов, к этому году сумма выросла вдвое. Не все ожидания оправдались. В Питере уже призывают снести новодел.

«Я считаю, что еще никто не видел этого театра, вот мой единственный и самый искренний ответ. Дураку полработы не показывают!», – заявил Гергиев.

«Он обидел весь город – он нас назвал дураками, он сказал, что дуракам незаконченный дом не показывают, т.е. вы все, мы все, нас назвали дураками, при этом объект готов на 99 %, может быть, если нам покажут еще один процент этого дома, мы перестанем быть дураками?! Позор, позор!», – считает член градостроительного совета Санкт-Петербурга Сергей Орешкин.

Проектировщики уповают на суд времени. А горожан призывают набраться терпения и дождаться премьер.

«Я думаю, что именно этот театр открытого типа в ближайшие годы и покажет, кто прав, потому что когда мы увидим, что люди туда пойдут, это и есть главная победа, фасад, это всего лишь оболочка, как у человека, есть бренная оболочка, а есть душа, так вот у этого театра будет и есть душа», – говорит генеральный директор ОАО «КБ ВиПС» Андрей Панферов.

На этой неделе заглянуть в «душу» нового театра маэстро Гергиев предложил журналистам. Дабы снизить накал страстей пригласил на акустический тест новой сцены. Понадобилось 7 композиций из разных опер, чтобы оценить звучание голосов, инструментов и качество звукоизоляции.

«Зал многофункциональный акустически порадовал сразу думаю, будет иметь несколько акустических сценариев. Этот зал настраивается. Это хорошая работа акустиков и строителей и проектировщиков. А мы шаг за шагом осваиваем новый дом», – отмечает Гергиев.

Отделочные работы продолжаются. Своих первых зрителей вторая сцена примет в мае. Этой весной художественному руководителю Мариинки и учредителю Благотворительного фонда Гергиеву предстоят, похоже, не только премьеры, но и суды.