Чиновники Евросоюза признали, что решение о введении запреты на полеты в связи с облаком пепла от извергающего вулкана в Исландии, было основано на неверных выкладках компьютерной программы, используемой для расчета распространения облака с вулканическим пеплом. «Компьютерные модели, продиктовавшие решение об объявлении Европы зоной, закрытой для полетов, основаны на несовершенных алгоритмах и ограниченном количестве информации», – пишет Financial Times. В результате программа существенно преувеличила уровень опасности вулканического облака.
По сведениям Daily Telegraph, программа, используемая для расчета движения облака, была разработана еще в конце 80-х, после аварии на Чернобыльской АЭС, для прогнозов передвижения любых рассеянных в воздухе частиц.
Программа довольно надежна, однако для ее корректной работы необходима точная информация, которая обычно собирается с использованием специального оборудования в ходе тестовых полетов сквозь изучаемое облако. В данном случае ни одного полета выполнено не было – ученые ограничились показаниями наземных радаров, сообщает BBC.
В то же время многие допущения, используемые этой программой по умолчанию, не имеют под собой достаточной научной базы, сообщил Financial Times Матиас Руэте, отвечающий в Евросоюзе за транспортные вопросы.
Оказывается, у европейских властей не было ответов на самые главные вопросы: например, какая концентрация пепла в воздухе способна нанести вред самолетным двигателям или с какой скоростью он оседает в атмосфере. В соответствии с правилами, действующими в США, например, в таких условиях нет никакой необходимости закрывать авиационное сообщение.
«По другую сторону Атлантического океана авиакомпаниям бы дали один совет: «не летайте над вулканом». В остальном все необходимые меры предосторожности предоставили бы определять самим перевозчикам», – цитирует издание эксперта.
В авиаколлапсе также обвинили британских метеорологов. Как отмечает Daily Telegraph, на синоптиков обрушился шквал критики за то, что они «используют научные модели, основанные на вероятностях, а не на фактическом распространении облака вулканической пыли». Особенно досталось Консультационному центру по вулканическому пеплу, сотрудники которого и издали первое предупреждение, воспринятое европейскими властями слишком серьезно.
В любом случае, диспетчерским службам и авиационным властям не следовало принимать решения, основываясь лишь на одном источнике информации, подчеркивает издание.
Как сообщал «Новый Регион», под давлением авиаперевозчиков министры транспорта ЕС объявили в понедельник вечером о планах частично снять ограничения на полеты для транспортировки застрявших в аэропортах пассажиров. Европейские страны во вторник с 10:00 по московскому времени начали открывать свои воздушные пространства. По информации чиновников ЕС, авиасообщение в полном объеме может возобновится к четвергу при условии, если активность вулкана в Исландии не усилится.
В результате «пепельного» кризиса убытки авиакомпаний, по предварительным оценками, превысят 1 млрд. долларов. Тысячи рейсов были отменены, в аэропортах застряли десятки тысяч пассажиров.
По данным Росавиации на 12.30 вторника, из-за вулкана в России был отменен 531 рейс в 12 аэропортах, 177 рейсов задержаны. До места назначения не улетели 33.826 человек.
В московском «Шереметьево» отменены 308 рейсов и 127 задержаны. В «Домодедово» соответственно 48 и 28 рейсов, во «Внуково» – 36 рейсов отменено и три задержаны. В петербургском «Пулково» отменены 115 рейса, в Ростове-на-Дону – 8 рейсов, в Екатеринбурге, Калининграде, Самаре и Воронеже отменены по три рейса. В Новосибирске отменены два рейса, в Тюмени и Мурманске отменены по одному рейсу.
По данным ведомства, остальные аэропорты страны работают в штатном режиме.
В свою очередь президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько сообщил сегодня, что из более чем 30 тысяч россиян, застрявших в аэропортах Европе, треть смогли различными способами добраться домой.