Пока не озвучена официальная версия авиакатастрофы под Петрозаводском, СМИ выдвигают все новые. При этом зарубежные порой действуют даже активнее и “изобретательнее”, чем российские. К примеру, израильская газета Haaretz в пятницу предложила принять к рассмотрению версию “заговора”. По ее мнению, он мог быть направлен против пяти видных российских специалистов-ядерщиков, которые помогали Ирану развивать атомную программу.
Пятеро ученых из руководства опытно-конструкторских бюро (ОКБ) в составе госконцерна “Росатом” оказались в числе 45 погибших в катастрофе пассажиров Ту-134. Это директор и генеральный конструктор ОКБ “Гидропресс” Сергей Рыжов, его заместитель Геннадий Банюк, главный конструктор Николай Трунов, начальник управления “Атомэнергомаша” Валерий Лялин и главный технолог ОКБ машиностроения имени Африкантова Андрей Трофимов.
Трофимов работал на строительстве АЭС в иранском Бушере, Рыжов был одним из ведущих специалистов строительства атомного завода в Индии, перечисляет издание. Все пятеро летели в Петрозаводск на важное совещание, где должны были обсуждаться различные вопросы, связанные с разработкой атомных реакторов. Их гибель, как признают в России, оказалась тяжелым ударом для национальной ядерной промышленности, и, чтобы оправиться после него, потребуется много времени и усилий.
Российские источники говорят, что следствие не предполагает саботажа и считает наиболее вероятной причиной человеческий фактор или технические поломки, даже несмотря на тот факт, что ряд иранских ученых уже стали жертвами загадочных происшествий, включая авиакатастрофы, отмечает автор статьи, на которую ссылается InoPressa.ru.
Ссылаясь на “российские военные источники”, Haaretz сообщает, что погибшие специалисты участвовали в создании реактора для иранской АЭС и работали над обеспечением его сейсмоустойчивости.
В статье подчеркивается, что авиакомпания, организовавшая роковой рейс Москва-Петрозаводск, в последнюю минуту поменяла самолеты, не известив пассажиров, и тем самым допустила грубое нарушение процедуры. В результате в полет отправился старый Ту-134 вместо канадского Bombardier CRJ-200.
Напомним, самолет компании “РусЭйр” разбился при заходе на посадку недалеко от аэродрома в деревне Бесовец под Петрозаводском в ночь на 21 июня. Крушение произошло в сложных погодных условиях – был туман, шел дождь. К тому же лайнер задел линию электропередачи, в результате чего на несколько секунд отключились сигнальные огни на взлетно-посадочной полосе.
В пятницу Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работу на месте падения самолета. Все его фрагменты перемещены в охраняемую зону на аэродром. Инженерная подкомиссия проводит осмотр и описание обломков фюзеляжа и двигателей, передает ИТАР-ТАСС.
Специалисты составили планы места авиапроисшествия. Также проводится прослушивание бортового и наземного диспетчерского магнитофона. Изучаются снимки экранов диспетчерского радиолокатора. Проводится оценка профессиональной подготовки экипажа и подготовки экипажа и воздушного судна к аварийному полету.
Кроме того, проводится опрос участников аварийно-спасательных работ, специалистов аэропорта, обеспечивающих встречу самолета, свидетелей и очевидцев авиакатастрофы.
Ранее в Москву для расшифровки были доставлены “черные ящики” самолета. В лаборатории МАК идут работы по очистке зашумленной записи и составлению протокола переговоров. Совместно с инспекцией авиакомпании “РусЭйр” выполняется идентификация голосов. Построены графики параметров полета и переданы в комиссию по расследованию катастрофы. Проводится синхронизация параметров полета самолета с радиопереговорами экипажа, говорится в сообщении МАК, которое цитирует РИА “Новости”.
Между тем глава Карелии Андрей Нелидов в очередной раз заявил, что катастрофа не связана с техническим оснащением аэропорта. “Никак не комментируя причин катастрофы, я с достаточной долей уверенности могу сказать, что это не причина технической оснащенности аэропорта. Это точно”, – приводит его слова “Интерфакс”.
Нелидов подчеркнул, что петрозаводский аэропорт сертифицирован и полностью соответствует всем требованиям международной авиации.
Ранее источник в комиссии по расследованию заявил агентству, что авиакатастрофа близ Петрозаводска во многом напомнила трагедию под Смоленском, в которой погибла польская политическая элита во главе с президентом Лехом Качиньским.
Он сообщил, что аэродром “Бесовец” в Карелии не оборудован системами, которые позволяют сажать самолеты в автоматическом режиме. В этой связи погодные условия играют важную роль. В ночь крушения Ту-134 под Петрозаводском шел дождь. Посадочную полосу скрыл туман, видимость местами не превышала 300 метров.
Аэродром “Бесовец” – двойного базирования. В ночь на вторник командир военной части запретил вылеты военной авиации буквально за полчаса до трагедии с Ту-134. Однако для гражданских судов аэродром не закрывали.
Основные версии карельской катастрофы, которые изначально рассматривало следствие, – ошибка пилотов или наземных служб, сложные погодные условия и технические неисправности. Однако позже было заявлено, что самолет перед вылетом был полностью исправен, хотя и находился в эксплуатации уже больше 30 лет.
В четверг издание Life News, ссылаясь на источник, знакомый с результатами судмедэкспертизы, сообщило, будто в крови одного из членов экипажа – главного штурмана Амана Атаева – нашли значительное количество алкоголя. И хотя Следственный комитет России это официально опроверг, Life News продолжает настаивать на опьянении 50-летнего штурмана. В своем материале пятницу издание утверждает, что Атаев выпил уже в воздухе, так как перед вылетом анализ был чистым.
По его данным, у главного штурмана, отвечавшего за прокладку маршрута, посадку и расчет высоты, содержалось от 0,80 до 1,0 промилле спирта. Такая доза сопоставима с выпитым на голодный желудок стаканом водки.