«Реформирование» театра оказалось не многоактным спектаклем, как утверждает Мария Бабалова в своей статье от 27.03.2013 г. в Российской Газете «Ветер ребрендинга». Иначе, как рейдерским захватом, происходящее в театре назвать нельзя.
В октябре директорское кресло занял Дмитрий Сибирцев, вместо уволенного не без скандала Сергея Лысенко. Суть того скандала – узурпация власти директором. И вот продолжение: только что с поста председателя Художественно-творческой коллегии театра (кстати, введённого специально для неё решением Правительства Москвы) смещена новым директором Наталья Попович – вдова выдающегося дирижера и основателя “Новой Оперы” Евгения Колобова, имя которого сегодня носит театр, одна из основателей театра. Лишилась она и поста заместителя директора, причём преподнёс Наталье Григорьевне этот подарок, в нарушение всех правовых норм и традиций театра, рекомендованный ею же директор Сибирцев в день основания театра, 22 марта. Этакий плевок в спину.
История узурпации: в 2011 году С.А. Лысенко без консультации с коллегией театра изменил Устав театра в связи с изменением названия театра из ГУК в ГБУК. Так в новой редакции устава отсутствует должность председателя коллегии, назначаемого учредителем. Устав был написан в спешке, в нём перепутаны статьи и ссылки на них, художественное руководство театром отсутствует вообще, художественная коллегия сведена к ничего не значащему придатку неограниченной власти директора. И первая просьба коллегии к Департаменту Культуры Москвы была исправить Устав театра, закрепить статус Председателя коллегии и повысить статус до Художественного руководителя театра. Просьба была оформлена в виде официального письма. Ответа нет с июля 2012 года до сих пор. Интересно, по чьей вине.
За свои многочисленные художества, в том числе связанные со злоупотреблением алкоголем, С.А.Лысенко был снят с должности. Этим шагом со стороны Департамента оказались недовольны некоторые сотрудники театра, прикормленные премиями и квартирами бывшим директором. Всю вину за случившееся они возложили на Н.Г.Попович, которая стала постепенно подвергаться травле.
Дмитрий Сибирцев, выступая перед артистами на собрании при вступлении в должность, клятвенно обещал не превращать театр в филиал «Теноров 21 века», сохранять традиции Евгения Колобова, помогать решению насущных проблем артистов и сотрудников. И что?
В сентябре 2013 года должны были состояться гастроли театра на 15-м международном фестивале в Таиланде. Их не будет. Хотя до его назначения директором практически все вопросы были решены. Вдруг – скандал! Организаторы фестиваля пишут гневное письмо в Министерство Культуры России о срыве гастролей дирекцией! Они сообщили, что оказывается, директор стал предлагать вместо приезда труппы театра «теноров 21 века»! Дальше – лучше: организаторы отказали и потребовали выполнения условий гастролей, но новый начальник международного отдела Сегельман Михаил Викторович предложил гастроли хора московской синагоги, где некогда работал сам в качестве певца. Опять отказ, ибо русское искусство на этом фестивале представляют театры. И пошли затяжки, проволочки. В конце эпопеи директор заявил, что поездка не принесёт прибыль, поэтому она нецелесообразна. А как же пропаганда российского искусства за рубежом? И не так уж плохи, оказывается, были условия! И получены гарантии Министерства культуры России на оплату рейсов и перевозки груза! Ложь и ахинея, которую нёс господин Сегельман на совместном собрании профсоюза театра и творческих цехов, возмутила артистов и положила начало открытому конфликту.
Кроме этого, директор решил обновить правила внутреннего распорядка и другие документы, в т.ч. положение о коллегии. Предложенные им «Правила» носили такой откровенно драконовский характер (там есть пункты о психиатрическом обследовании, артисты сведены чуть ли не до положения рабов), что вызвал возмущение всего коллектива и протесты профсоюза. Тогда директор создаёт комиссию. В состав комиссии по разработке документов он не включил НИ ОДНОГО!!! представителя творческих цехов, включая занимавшую тогда должность Председателя художественно-творческой коллегии театра Н.Г.Попович. В коллективе появились прокламации о свержении зарвавшегося руководства. Директор назначает общее собрание коллектива.
На собрании в полной тишине он начинает свою речь перечислением своих заслуг. Заходит в зал Н.Г.Попович, её артисты встречают громом аплодисментов и цветами. Собрание проходило нервно, директор под давлением артистов даже согласился изменить устав и ввести должность художественного руководителя. И оправдывался, что всё, что он делает, делается с подачи Департамента культуры г.Москвы. Все выступавшие, кроме одного, жёстко критиковали директора. И за раскол, и за афишу с кровью и раскоряченной бабой, и за травлю неугодных артистов и сотрудников. Лишь один скрипач, получивший от прежнего директора очень щедрое материальное стимулирование и звание, стал высказывать мелочные претензии вдове основателя театра. Он назвал себя «обрызганным слюною предыдущего оратора». Вдову Колобова он облил просто грязью, за что был на следующий же день введён директором в новый состав коллегии.
Новый состав художественно-творческой коллегии – это просто песня. Председатель – редко бывающий в Москве и плохо говорящий по-русски Ян Латам-Кёниг. Зам – лично директор, по наскоро сляпанному им же новому положению о коллегии исполняющий обязанности председателя при постоянном отсутствии такового и имеющий два голоса при принятии решений. Опять узурпация, два поста в одних загребущих руках! Далее идут несколько бесцветных личностей, типа обрызганного скрипача, и так же усердно лизоблюдствующих, дирижёры и приглашённые со стороны персоналии, совершенно не имевшие (кроме Аллы Сигаловой) никакого отношения к театру. Да, включена одиозная журналистка, усердно поливавшая помоями Евгения Колобова при жизни. Главного хормейстера и главного художника директор побоялся исключить из состава коллегии. Пока. И ни одного представителя творческих цехов, ни одного представителя профсоюза. Как же-с, быдло-с.
Прямая речь.
Дмитрий Сибирцев, директор театра “Новая Опера”:
«Ничего из того, что сегодня происходит в театре, не противоречит той задаче, которая была поставлена передо мной Департаментом культуры Москвы: сделать “Новую Оперу” более привлекательной для публики.»
Ложь! Посещаемость театра и так была одной из самых высоких в Москве, более 90%.
«Решение об отставке Натальи Григорьевны Попович принято мною после консультаций с Департаментом культуры, но в полном соответствии с уставом, который есть в театре. При этом хочу заметить, профессионализм Натальи Григорьевны как хормейстера, не оспорим.»
Ложь!«Сергей Капков рассказал «Известиям», что о событиях в «Новой опере» не знает и не должен знать…»
Нет в уставе у директора полномочий снимать Председателя коллегии! Постановление Правительства Москвы от 28 августа 2003 года N 1543-РП никто не отменял! «…4. Считать целесообразным сформировать художественно-творческую коллегию театра под руководством Заслуженного деятеля искусств России Попович Натальи Григорьевны…» И уж точно не вправе отменять директор театра!
«Но за последние годы в театре сложилась очень вольная, я бы даже сказал разнузданная и безнаказанная атмосфера, в которой профессионально работать невозможно.»
Ложь! В театре была нормальная творческая атмосфера, конфликты начальства не выносились на публику. Кроме бывшего директора, порой выползавшего из театра на карачках.
«Я убежден, кумовство, процветавшее в театре, не имеет ничего общего со стремлением сохранить традиции выдающегося дирижера, каким был Евгений Колобов. “Новая Опера” всегда была и остается государственной, а не частной. Имя же Евгения Владимировича Колобова уже увековечено в названии театра.»
А сотрудники театра убеждены, что «Новая опера» всегда была и должна оставаться театром, а не шинком, что происходит рейдерский захват и пока неизвестно чем он закончится. Увольняются сотрудники, выбрасываются на улицу ещё вполне работоспособные и хорошо справляющиеся с обязанностями пенсионеры, начались скандалы среди солистов, коллектив уже готов к открытому бунту. Собираются подписи под письмом С.С.Собянину с требованием снятия директора и утверждения на должность художественного руководителя Н.Г.Попович.
Положением в театре озаботились уже депутаты Государственной Думы, пославшие запрос в Департамент Культуры Москвы с требованием защитить театр от разрушения как творческой единицы и назначить Н.Г.Попович на должность художественного руководителя.
В таком положении у директора, не справившегося со своими обязанностями, есть два пути. Первый – уйти достойно, как мужчина, второй – уйти с позором. Слишком уж много дров наломал. Много посуды перебил.