В волне блэкаутов виноваты чиновники-популисты

v-volne-blekautov-vinovaty-chinovniki-populisty

Масштабный сбой энергоснабжения произошел во вторник, 31 августа в Казани: без света на несколько часов остались жилые кварталы, в которых обитает около 80 тысяч человек. На некоторое время обесточены оказались три детских сада и даже одна из казанских больниц. К полудню по московскому времени энергоснабжение было в целом восстановлено. Причиной аварии стал взрыв трансформатора на одной из подстанций, построенной всего несколько месяцев назад.

Это уже второй за последние две недели блэкаут в одном из крупнейших городов России. Напомним, вечером 20 августа отключилось электроснабжение ряда районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области из-за аварии на подстанции «Восточная». Жителей северной столицы шокировало, что не слишком опасный сам по себе сбой – к тому же не затронувший весь город – вызвал нарушения в работе таких ключевых систем мегаполиса, как водопровод, метро, телефон и даже системы гражданской обороны: отключенными оказались и громкоговорители уличного оповещения, и радиотрансляционная сеть.

При этом вероятность сбоев инженерных систем в большинстве регионов России остается высокой. От аварий, сопровождающихся нарушениями в снабжении города теплом, водой, электричеством и т.п., не застрахована ни Москва – стоит вспомнить аварию энергоснабжения в 2005 году, – ни менее крупные города. Так, жители Владимирской и Нижегородской областей признаются, что во время пожаров энергоснабжение во многих населенных пунктах прерывалось, отключениями были затронуты и некоторые районные центры.

Наступающий зимний сезон может преподнести российским городам еще более неприятные сюрпризы. Прежде всего, после жаркого лета зима может оказаться весьма холодной и длительной. Об этом говорят и народные приметы, вроде обильного урожая рябины, и прогнозы некоторых климатологов, указывающих на низкие температуры нынешних летних месяцев в Южном полушарии. Научных же прогнозов пока нет. «Природа погодных аномалий, таких, как нынешняя летняя жара, не вполне понятна, – рассказывал корреспонденту «СП» заместитель директора Гидрометцентра России Дмитрий Киктев. – Никаких жестких закономерностей, связывающих летнюю и зимнюю погоду, не существует».

Иными словами, в наступающий холодный период может быть что угодно – в том числе и длительные периоды морозов. И если 30-градусный холод в течение одного-двух месяцев, как мы уже знаем по зиме 2005-2006 года, города средней полосы перенести могут, то 40-градусные морозы могут оказаться непосильной нагрузкой даже для Москвы, где в реконструкцию теплосетей и энергетики вкладываются ощутимые средства.

Прежде всего, аномальные морозы повлекут за собой аномально высокое энергопотребление – и тогда мощности ТЭЦ и электростанций может не хватить, особенно в пиковые часы. Возможно, придется, как в начале 2006 года, вводить частичный мораторий на использование уличной подсветки и вводить прочие меры экономии.

Кроме того, при длительных периодах 40-градусных морозов в центральной России возможны сбои инженерной инфраструктуры – от запорной арматуры водопровода до трансформаторных подстанций, предельная рабочая температура которых составляет как раз -40 градусов. Существуют и более холодоустойчивые агрегаты, но они применяются, главным образом, в северных регионах, где и -50 – не редкость.

Главная же проблема российской инфраструктуры – в том, что она изрядно изношена и работает на пределе – сбой одного участка сети может повлечь «эффект домино», и тогда не избежать катастрофы в масштабах города или целого региона. О том, каковы причины этого положения и как можно попытаться решить проблему, обозревателю «СП» рассказал Дмитрий Гордеев, эксперт Института экономики города.

«СП»: – В Казани и ранее в Санкт-Петербурге произошли отключения электроэнергии, под удар попали даже стратегические учреждения – больницы, водопровод. Свидетельствует ли это об общем состоянии нашей инфраструктуры?

– Если говорить о коммунальных и инженерных системах крупных городов, то случаи в Петербурге и Казани – это, конечно, серьезные звоночки. Они говорят о том, что состояние всей нашей инфраструктуры – неустойчиво. В узких местах система уже не выдерживает. Зимой – увы, может быть еще хуже, хотя, конечно, может и «пронесет».

«СП»: – В чем, на ваш взгляд, причина этого?

– Это, на мой взгляд, связано с тем, что в нашей стране не совсем справедливая тарифная политика. Ведь прежде всего задача всей системы ЖКХ – обеспечить, чтобы, условно говоря, лампочки всегда горели, без сбоев и аварий. Для этого предприятиям инфраструктурной сферы требуются определенные средства. На текущий ремонт, на обновления оборудования и реконструкцию. И сотрудники предприятия лучше всех остальных знают, сколько именно средств им надо.

Поэтому именно предприятия – генерирующие компании, операторы линий энергопередач, сетей коммуникаций – должны предлагать «наверх», то есть государству и компаниям-сбытчикам, свои варианты тарифов, адекватных состоянию дел в инженерной отрасли. Обоснованные варианты, включающие в себя затраты на обновление и поддержание сетей в порядке.

«СП»: – То есть «коммуналка» должна быть дорогой?

– Тарифы на услуги ЖКХ должны быть не то чтобы высокими – но адекватными затратам, которые инженерные службы несут, чтобы лампочки горели, а вода шла из крана бесперебойно. В тариф нужно закладывать не только зарплаты персонала, но и капитальные вложения в содержание и развитие сетей.

У нас же происходит совсем другое. В России тарифная политика в сфере ЖКХ сильно политизирована. Имеется четкая установка властей на заниженные тарифы. Например, всем нам известный человек из высшего руководства страны заявлял, что тарифы ежегодно должны расти не более чем на 15%. А если на адекватное содержание сетей требуется повышение не на 15, а на 20%? Этих 5% эксплуатационщикам не хватает для ремонта и обновления оборудования. И что-то всякий раз оказывается недореконструированным. Возникают «узкие места», в которых и происходят подобные аварии.

«СП»: – Но ведь потребители могут не выдержать реальных цен! И как быть тогда, скажем, с малым бизнесом, который станет климатически неконкуретоспособным?

– Есть две схемы, как можно сделать тарифы на услуги ЖКХ «подъемными» для потребителей. Первая, более архаичная схема – назовем ее «советской» – предусматривает «плановые», заниженные тарифы для всех. Это психологически удобно, но в результате у инженерных служб всякий раз не хватает средств на капиталовложения, а иногда и на содержание мощностей. Вторая схема мне кажется более правильной: назначать адекватные расходам коммунальщиков тарифы, а затем адресно субсидировать тех, для кого такие тарифы окажутся неподъемными.

«СП»: – Чем такая система удобнее?

– Преимущество этой системы – в том, что пониженный тариф применяется не ко всем, а только к тем, кому это действительно необходимо. Ведь в той же Москве, по-хорошему, многие могли бы платить и 100-процентные тарифы. Но из политических соображений правительство предпочитает сохранять советскую систему. Ведь это так удобно: и тарифы низкие, и лампочки горят. Пока горят – а когда кончится советский задел инфраструктуры, гореть перестанут. Но об этом пока думать никто не хочет.

Другое дело, что вместе с адекватными тарифами на услуги ЖКХ нужно бы установить принципиально новый уровень «прозрачности» расходования средств. Чтобы энергетики вкладывались в дело, а не жирели. Хотя у нас большинство энергетических компаний, «водоканалов» – частники, в этом направлении можно было бы многое сделать. Например – придать больше прав и полномочий муниципалитетам.

Ведь сейчас происходит бредовая, в общем-то, вещь. Муниципалитеты, то есть местное самоуправление, недавно лишили права определять тарифы на водоснабжение, передав эти полномочия на региональный уровень. При этом муниципалы по-прежнему в ответе за бесперебойное водоснабжение территории. То есть, из-за заниженных по политическим мотивам тарифов «водоканал» не ремонтирует сети, допускает аварию – а крайним оказывается муниципалитет. Это такая ответственность, знаете, как у козла отпущения – других слов не найду.

«СП»: – Ну, а если речь о реконструкции таких гигантов, как Саяно-Шушенская ГЭС?

– Что касается масштабных объектов, таких, как Саяно-Шушенская ГЭС – здесь, в общем, нужен тот же механизм. Чтобы поддерживать и реконструировать энергетические гиганты, нужны вложения, и они могут быть взяты из двух источников: либо «зашиты» в тарифы, либо проведены из бюджета. Только не надо думать, что бюджетные деньги – это чьи-то «чужие»; нет, они тоже наши, из кармана налогоплательщиков. Как бы то ни было, но за то, что лампочка горит и не гаснет, придется платить. Иначе рванет водокачка, подстанция или чего похуже. Инженерные сети – это такая вещь, что приоритетом должна быть бесперебойная работа. А с дешевизной – уж как получится.