Самолет, в котором находились более 100 человек, в том числе группа «На-На», сгорел на взлетной полосе
Новый год открылся с очередной авиакатастрофы. 1 января в аэропорту Сургута сгорел авиалайнер «Ту-154». У самолета компании «Когалым-авиа» при выруливании на взлетно-посадочной полосе загорелся один из двигателей. В результате один из баков с топливом взорвался, после чего горящий керосин расплескался на площади около тысячи квадратных метров. В это время на борту лайнера находились десятки людей. ЧП произошло в 15.25 местного времени (13.25 мск).
По последним данным, три человека погибли, 34 госпитализированы. Всего рейсом № 34 Сургут-Москва(Домодедово) летели 116 пассажиров, экипаж состоял из девяти человек. Как сообщили «СП» в аэропорту Сургута, все тяжело пострадавшие были отвезены в местные больницы. В сургутской клинике №1 говорят, что у них много пострадавших. В том числе, четыре человека с ожогами, которые находятся в тяжелом состоянии. Один ребенок в реанимации. У него отравление угарным газом.
На борту воздушного судна в числе пассажиров находилась и участники поп-группы «На-На». Музыканты на своем официальном сайте разместили несколько сообщений об аварии. Так, по словам солиста группы Сергея Григорьева, люди выбирались из горящей машины в панике, буквально шагая по головам.
«Я сидел в хвосте самолёта и одним из первых увидел пожар. Всё вокруг заискрилось, повалил чёрный густой дым, у людей началась паника, они вылезали прямо по головам друг друга. У меня перед глазами вся жизнь пронеслась, я до сих пор не могу прийти в себя», – делится впечатлениями Григорьев. Позднее Барри Алибасов в интервью «Комсомольской правде» сказал, что у музыкантов сгорели все вещи, инструменты и документы. Огонь уничтожил багаж и других пассажиров.
Очевидцы говорят, что пожар распространился очень быстро. Самолет развалился на две части и сгорел за 10 минут. Эвакуация проходила через запасные выходы.
Для установления причин возгорания самолета создана специальная межведомственная комиссия. На месте происшествия идет опрос пасссажиров, оказавшихся в самолете, сотрудники Уральского следственного управления на транспорте СК РФ изымают образцы топлива. По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее гибель двух и более человек).
Министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что рассматриваются все версии инцидента с самолетом. Однако сейчас что-то определенное сказать трудно. «У специалистов нет понимания, что могло послужить причиной возгорания. Самолет находился на рулежке и готовился к вылету», – сообщил он после встречи с премьер-министром России Владимиром Путиным в Ново-Огарево. Отвечая на вопрос, не рассматривается ли в качестве одной из причин версия теракта, Левитин ответил: «Сейчас рассматриваются все версии, после того, как специалисты приедут на место, мы получим более подробное исследование».
В принципе, авиакатастрофы с самолетами «Ту-154» происходят не так уж и часто. Но в последние годы аварий стало намного больше, чем, допустим, 20 лет назад. Свое мнение об этой аварии корреспонденту «СП» высказал летчик, который практически всю жизнь летал на «Ту-154», Александр Мельников.
«СП»: – Как вы думаете, из-за чего мог загореться самолет?
– Сейчас об этом сложно судить. Будет работать комиссия. И только после этого можно будет точно назвать причину катастрофы.
«СП»: – Но хотя бы можно предположить?
– Быть может, была утечка горючего. Иного объяснения, почему на полосе оказалось топливо, я не вижу.
«СП»: – Может, из-за холода что-то случилось?
– Такого быть не должно. Если это случилось из-за мороза, значит, самолет не был готов к полету.
«СП»: – За свою летную практику вы сталкивались с подобной аварией?
– Нет, о таком слышу впервые. Бывали у самолетов этого типа и отказы двигателей, и отказ электроники… Но чтобы на взлетно-посадочной полосе самолет загорелся – о таком я не слышал.
«СП»: – «Ту-154» действительно такой опасный самолет?
– Это преувеличение. Вы знаете, «Ту-154» – один из самых надежных и легких в управлении самолетов. Тот же «Боинг» по некоторым параметрам ему уступает. И аварий с американскими воздушными судами намного больше.
«СП»: – Так в чем же дело – почему все чаще и чаще катастрофы происходят именно с «Ту-154»?
– Понимаете, все авиакомпании летают на довольно старых самолетах. Конечно, «тушка» может летать и 30, и 40 лет. Но механизмы в таком случае будут изношенными. Так что надо быть готовым к тому, что с самолетом может случиться какая-то неожиданность.
«СП»: – Но ведь самолеты проходят плановый ремонт?
– Есть такое понятие как «усталость металла». И сколько ты не ремонтируй старый самолет, он все равно будет намного опаснее нового, обкатанного.
«СП»: – И что же теперь делать?
– Наверное, выбирать авиакомпании, которые летают не на самых древних воздушных судах.
«СП»: – Может быть такое, что на самолет поставили использованные или некондиционные запчасти?
– Конечно, разные случаи бывали. Но это осталось в 1990-х годах. Сейчас за всем следят строго.
«СП»: – Насколько можно будет доверять расследованию комиссии, которая создана для расследования этого происшествия?
– Расследования комиссий всегда объективны и не вызывают ни у кого никаких сомнений. Думаю, что так будет и на сей раз.