В столице Приморья снова борются с последствиями снегопада. Последствия снегопада побеждают на всех направлениях. Это просто смешно. Глава Владивостока и его подручные, ответственные за борьбу с этими самыми последствиями, как тот Чингачгук из анекдота, — третий раз подряд… на одни и те же грабли… Хотя, помнится, дарили мэру лопату.
Впрочем, горожанам в начале этой недели явно было не до смеха. Заваленные снегом дворы, лестницы и тротуары. Наспех “проутюженные” малочисленными грейдерами основные трассы, посыпанные песком так, словно его украли. Вовсе не дождавшиеся снегоочистительной техники межрайонные проезды и дороги районного значения. “Потерявшийся” в этих условиях общественный транспорт и вставший “колом” личный. Непробиваемые пробки в течение всего рабочего дня. Массовые марш-броски трудоспособного населения через весь город, по снежному месиву. Вот картина коллапса по-владивостокски. Художники — те же, что и предыдущие два раза.
И это при том, что природа все же давала “борцам с последствиями” некоторую фору. Ну, когда еще у нас такое было, чтобы снежное ненастье три раза подряд выпадало на пятницу-субботу — как бы “даруя” ответственным службам и товарищам шанс проявить уборочный героизм в воскресенье, когда большинство народу по домам сидит? Ну и кто той форой воспользовался?
7 декабря, начало рабочей недели. Добраться куда-либо по всем направлениям, во всех без исключения районах Владивостока стало настоящим приключением. Со всеми прилагающимися опасностями и неприятностями. Изуродованные снежными рытвинами дороги и полное отсутствие тротуаров сделали автомобилистов и пешеходов братьями по несчастью. Скользившие по снежному накату машины рисковали потерять переднее или заднее колесо в очередной яме. Стоявшая у обочины немногочисленная спецтехника работала в лучшем случае лишь наполовину (в некоторых экскаваторах и грейдерах водителей не было вообще!). Многие люди, не имея альтернативы, брели по трамвайным или железнодорожным путям. Благо трамваи и электрички на них появлялись крайне редко.
8 декабря, вторник. Эпопея продолжилась. Добраться с Чуркина или на Чуркин стало сродни гражданскому подвигу. Поскольку тротуары по-прежнему скрывались под лавинами снега, народ бодро вышагивал по проезжей части. Благо автомобили стояли не шелохнувшись, не имея возможности сдвинуться хоть на сантиметр вперед. Стройными, нерушимыми рядами народ шел на работу. Мы знаем, каково это, — мы тоже были в этих рядах.
И пусть пророки продолжают пугать мировое сообщество с экранов телевизоров надвигающимся апокалиптическим 2012-м годом. У нас-то, во Владивостоке, апокалипсис — постоянный режим жизни. Мы привыкли. Но кто-то, черт его подери, должен за это ответить!?
Снегопад и инстинкт самосохранения
Несмотря на то, что обстановка на дорогах была, мягко говоря, сложной, роста ДТП во Владивостоке не зафиксировано: за два дня — 70 происшествий (в пределах обычной “нормы”), в основном — столкновения автотранспорта. Как рассказала “ЕН” сотрудник пресс-службы ГИБДД Владивостока Наталья Хвостенко, в четырех из них шесть человек получили травмы различной степени тяжести.
К слову, во Владивостоке продолжается операция ГИБДД “Шина”, когда проверяется износ протектора шин (протектор легкового автомобиля не должен быть менее 1,6 мм). За “лысую” резину можно схлопотать штраф 500 рублей. В снегопад, правда, ни одной машины на такой резине замечено не было. Инстинкт самосохранения у водителей, похоже, все-таки жив. В противном случае инспектор имеет право вообще не допустить такое авто к эксплуатации.
Но если количество аварий не возросло, то число пьяных за рулем увеличилось. И это в то время, когда и трезвому-то проехать трудно… Может, для храбрости пили, может, еще для чего, но в алкогольном опьянении в разгар снегопада задержано 18 водителей. Слава Богу, обошлось без серьезных жертв. Хотя пострадавшие есть.
Так, в ночь с 4 на 5 декабря, когда уже начался снег, на Окатовой пьяный 38-летний водитель, управлявший микроавтобусом Honda SMX, вылетел на встречную полосу. К счастью, водитель двигавшегося навстречу автомобиля Toyota Land Cruiser Prado успел среагировать и уйти от прямого лобового столкновения. Хозяин джипа не пострадал, в отличие от виновника аварии и его 26-летнего пассажира. Теперь любитель пьяных ночных поездок два года будет ходить пешком, в том числе по сугробам.
Вот кто-то с горочки спустился…
Нет, не мэр… Хотя все его очень ждали — столько сказать хотели, столько на душе накипело у автолюбителей! В субботний полдень, например, на подъеме около Зеленого угла столкнулось 12 машин. Повреждения незначительные, но все рано обидно. Массовое столкновение было зафиксировано и на улице Калинина, пострадали пять автомобилей.
Не повезло и некоторым пешеходам. В последнее время даже тенденция какая-то нехорошая наметилась, подмечают в ГИБДД: все больше людей сбивают на “зебре”. Только с начала декабря совершено 20 наездов на пешеходов, пытавшихся в положенном месте перейти дорогу! И все по вине водителей. Страдают и дети, и пенсионеры. А несколько дней назад от полученных травм скончался сбитый на пешеходном переходе пожилой мужчина.
Ну, а снегопад только усугубил ситуацию. Неочищенные тротуары вынуждают пешеходов выходить на проезжую часть, буквально под колеса автомобилей. А некоторые водители, считая, что это их вотчина, попросту не пропускают “безлошадных” сограждан. Или не могут этого сделать: остановишься на пригорке — “сядешь” так, что потом не откопаешься.
Учитесь у… угонщиков
В то время, когда из-за снежных заносов не все машины, в том числе “вэдовые”, смогли выехать с автостоянок и из гаражей, криминальные элементы не только оперативно почистили пути доступа к заснеженным авто, но и обчистили ряд гаражных боксов.
Так, во Владивостоке в период после снегопада было зафиксировано 4 угона автотранспорта. А из гаража в Ленинском районе ушлые воришки умудрились увести японский мотоцикл марки “Кавасаки” 1998 года выпуска. Учитывая, что байк был белого цвета, вряд ли процесс похищения бросился кому-то в глаза. А уж как его тащили по сугробам, наверное, уже никто не узнает…
Прокуратура проверила: ничего не делают
Между тем, прокуратурой Владивостока проведена проверка организации работ по ликвидации последствий снегопада, прошедшего 5-6 декабря,
администрацией города.
В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” к вопросам местного самоуправления относятся: организация благоустройства территории городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Аналогичная норма закреплена в Уставе города.
В соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока, утвержденными муниципальным правовым актом №16-МПА от 05.03.2008, “снег должен быть убран с проезжей части дорог по всей ширине дорожного полотна на обочину своевременно. Вывоз снега осуществляется не позднее 3 суток после окончания снегопада, круглосуточно владельцем строения или специализированной организацией на договорной основе”.
Как показала проверка, “по состоянию на 17 часов 06.12.2009 администрацией города Владивостока работы по очистке и уборке снега должным образом не организованы, удаление снежно-ледяных образований дорожными службами не производились, вывоз снега не осуществлялся, в результате образовались заторы в районе площади Луговой, площади Баляева, ул. Выселковой и в других местах”.
Как пояснил заместитель прокурора города Алексей Клёцкин, “ненадлежащая организация работ по ликвидации последствий снегопада может повлечь нарушение прав граждан и неисполнение возложенных на администрацию Владивостока обязанностей, что является недопустимым. В связи с чем прокуратурой города заместителю главы администрации Владивостока Чавычалову Александру, курирующему службы, которые осуществляют санитарную уборку территорий Владивостокского городского округа, 07.12.2009 объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований действующего законодательства”.
А им все равно…
Более 170 протоколов об административных правонарушениях составлено в отношении лиц, ответственных за устранение последствий прошедшего 5-6 декабря снегопада. Таковы итоги проверочных рейдов, проведенных административными комиссиями Приморья.
Как сообщают в управлении по исполнению административного законодательства Приморского края, главная претензия административных комиссий — неэффективная работа по уборке территорий от снега. Среди нарушителей — предприятия и организации, магазины, кафе, бары, а также управляющие компании, которыми не были своевременно приняты меры по устранению последствий снегопадов.
Дела об административных правонарушениях будут рассматриваться на заседании административной коллегии Приморского края.
Напомним, для нарушителей норм и правил в сфере благоустройства по статье 7.21 закона “Об административных правонарушениях в Приморском крае” предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: для физических лиц в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, для должностных — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 80 тысяч рублей.
После предыдущих двух снегопадов, помнится, тоже кого-то штрафовали. А толку?
Анатолий Долгачев, депутат Думы Владивостока, КПРФ:
— Ситуация на дорогах с уборкой снега ужасная. Я сам с Чуркина хожу пешком, поэтому наблюдаю картину воочию. Не знаю, что еще надо подарить нашему мэру, чтобы он начал убирать город. Но в ближайшее время коммунисты намерены поднять вопрос о сборе подписей за его отставку.
Александр Артамонов, пресс-секретарь Владивостокского отделения ДВЖД:
— Сбой на железной дороге объясняется очисткой путей от снега. Три месячных нормы осадков выпало, и объем работы достаточно большой. На сегодняшний день завершается уборка платформ, лестниц. Кроме того, на задержку электропоездов повлияло увеличение числа пассажиров, так что на высадку и посадку на станциях потребовалось больше времени.
Владимир Беспалов, депутат Законодательного Собрания края, фракция КПРФ:
— В этот снегопад во Владивостоке в десять раз меньше было посыпано песка, чем нужно, поэтому и коллапс в городе. Наше предложение о начале сбора подписей в поддержку отстранения Пушкарева от должности мы не снимаем. Будем обсуждать, что делать дальше.
От редакции: тысячу раз прав был губернатор Сергей Дарькин, когда обратился в правительство с предложением перенести проведение саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке с ноября на сентябрь. И дело тут не в нашем чудном бархатном сезоне. Не дай бог, ноябрь 2012-го случится таким же рекордным на снег, как нынешний. И не дай бог, город останется к тому времени с нынешним мэром. Позору ведь не оберемся…