Во Франции и России вспоминают невероятный подвиг моряков

vo-francii-i-rossii-vspominayut-neveroyatnyj-podvig-moryakov

81 год назад они совершили, казалось, невозможное: спасли несколько сотен человек с горящего лайнера “Жорж Филиппар”. Это кораблекрушение, которое произошло в открытом море, считается одним из самых страшных в таинственных. Даже спустя столько лет, историки и эксперты продолжают спорить о причинах той катастрофы.

В этой темной комнате свет включают редко. Чтобы хрупкие и немногочисленные документы, рассказывающие об одной из самых загадочных катастроф французского флота хранились как можно дольше. Бортовой журнал, описывающий первое и последнее путешествие круизного лайнера “Жорж Филиппар”, запись обрывается после рапорта капитана об успешной остановке в Коломбо.

На уникальных кадрах, снятых английскими моряками, 1932 год, утро 16 мая, Аравийское море. 2 корабля Великобритании подошли к объятому пламенем судну, когда на нем никого уже не было в живых. Пленка почти вековой давности не запечатлела главного участника спасительной операции. Первым на помощь “Жоржу Филиппару” пришел танкер “Советская нефть”.

Моряки спасли 483 пассажира, подойдя к горящему лайнеру вопреки технике безопасности, рискуя всем, в том числе и своими собственными жизнями.

“Идет недеогазированный танкер, после выдачи бензина, в колоссальных баках-танках скапливаются пары, возникает статическое электричество, оно может явиться поводом для взрыва паров бензина. Естественно, рисковал!” – рассказывает бывший работник морского порта г.Туапсе Герман Салов.

Советские моряки не только подошли на минимальное расстояние к горящему судну, подняли на борт всех выживших в спасательных шлюпках, их было всего 6, остальные боты сгорели, но и сами бросились на полыхающий лайнер, вызволять из огня людей. Доставляя на танкер обгоревших перепуганных пострадавших, снова бросались в шлюпки, пока не убедились: на борту “Жоржа Филиппара” не осталось живых.

“Мы были в третьем классе, все выходы к спасательным шлюпкам были закрыты, моему отцу пришлось ломать замки и крушить перекрытия, чтобы мы могли выбраться, вода была повсюду, противопожарная система работала, открылись все краны и это только мешало, мама в итоге поскользнулась и упала в шлюпку, повредила спину, первую помощь ей оказал доктор советского танкера”, – рассказывает пассажир лайнера “Жорж Филиппар” Женевьев Ожери.

Две подруги, они нашли друг друга, несмотря на то что обе живут в одном городе, совсем недавно, а ведь 81 год назад они вместе играли в детской комнате “Жоржа Филиппара”. Мадам Лаверенн было 3 года, а Мадам Ожери 8, сегодня они единственные дожившие до наших дней пассажиры лайнера. Обе прекрасно помнят события той ночи. Как их неожиданно разбудили, как они бежали, бросив все игрушки, и как потом смотрели на горящий, как свечка, корабль вдалеке.

“На советском танкере было всего человек 20-30 экипажа, они отдали нам всю воду, я до сих пор помню, какая она была на вкус, и всю еду, все их запасы, ничего для нас не жалели! Днем растянули тент: жара была градусов 40”, – вспоминает пассажир лайнера “Жорж Филиппар” Мишель Лаваренн.

Целый месяц европейские газеты рассказывали о героизме советских моряков. Коммунистический ежедневник “Юманите” даже иронизировал: “советские варвары”, так называла демократическая пресса граждан СССР, оказались на высоте, спасли французских буржуа. На страницах и обвинения в адрес капиталистов: все силы и средства “Жоржа Филиппара” были брошены на красоту и роскошь, но не безопасность.

Причину пожара пытались найти и во Франции, и в СССР. Выдвигали море версий. От неисправной электропроводки в каюте или поджоге судна самой компанией ради получения миллионной страховки, до происков коммунистов или китайской наркомафии.

В архиве судовой компании, которой принадлежало судно и которая существует до сих пор, самым ценным документом называют письмо, которое фирма отправляет в Москву, рассказывающее о желании компании выплатить 50 тысяч франков советским героям.

“В ответе советских моряков говорится, что они не воспринимают спасение как работу, которая может быть оплачена. Это был их долг. Тогда наша компания отправила не деньги, а золотой хронометр, не отблагодарить просто не могли”, – говорит сотрудник архива Клеменс Дюкруа.

Хронометр, как и все награды, передали в музей, но как говорит родственница капитана Советской нефти, все бесследно пропало. Сам же решивший прийти на помощь пассажирам лайнера, несмотря на всю опасность, капитан Алексеев никогда себя героем не считал.

“Он был таким моряком старой закалки. Моряком, который мог вот и рискнуть, когда нужно и принять новое правильное решение”, – рассказывает дочь племянника капитана Лариса Алексеева.

Сегодня единственные дожившие до наших дней пассажиры лайнера в своем первом интервью для российских зрителей просят передать слова, которые они, маленькие девочки, навсегда запомнили 81 год назад: “Спасибо!”

“У меня 7 детей, 13 внуков и 14 правнуков, наша семья всегда будет помнить, кому мы обязаны жизнью”, – говорит пассажирка лайнера Женевьев Ожери.