Там в начале недели из-за двух оползней был закрыт участок свежепостроенной дороги, к концу недели из-за угрозы оползня закрыли развязку на той же дороге.
На дублер трассы Владивосток-Хабаровск протяженностью чуть больше 40 километров отпущено 29 миллиардов бюджетных рублей, это примерно 720 тысяч рублей за метр дороги. Но устранение возникающих проблем и недоделок увеличит эту сумму основательно.
Замкнутый круг получается: дороги строят, чтобы ездить. Если по ним ездить, они быстро разрушаются. Их надо строить.
Только теперь за качество их строительства платит каждый из нас напрямую, это заложено в цене на бензин, который мы покупаем. Именно мы с вами рассчитываемся за уложенный в лужу асфальт и недомешанный бетон. И ремонт подвески, разбитой на ухабах, тоже из нашего кармана.
По закону ремонт всех дорог в стране должен закончиться до наступления холодов, и сроки уже поджимают.
Новую объездную дорогу во Владивостоке снова закрыли на ремонт. На одном из участков в ночь на понедельник ночью обрушился грунт. По версии ремонтников, во всем виновата непогода.
“Лето было очень ненастное, а 4 зимы прошло. Получился оползень, это ничего страшного”, – говорит машинист экскаватора Василий Бондарь.
Но это уже не первый оползень на участке трассы “Сиданка Патрокол”. Предыдущий 14 июня разрушил опорную стену, в результате чего потрескался асфальт. Как тогда, так и сейчас главный вопрос, как такое вообще могло случиться. С абсолютно новой дорогой стоимостью двадцать девять миллиардов рублей.
“Существует обоюдная вина. Часть лежит на проектной организации. Возможно, часть вины лежит на компании, которая является генеральным подрядчиком строительства данного объекта”, – говорит и.о. директора Департамента дорожного хозяйства Приморского края Игорь Петеримов.
В этой истории сама стоимость дороги впечатляет даже больше, чем возникшие при её строительстве недоработки. Поскольку цена одного километра этой трассы примерно 720 миллионов рублей. Или 22 миллиона долларов. Но этот дорожный проект в России не самый дорогой.
Для сравнения: цена одного километра строящейся Одинцовской объездной дороги примерно 43 миллиона долларов. Хотя эта дорога в два с лишним раза короче Владивостокской. Цена, объясняют в Росавтодоре, во многом зависит от сложности проекта. И такой затратной статьи расходов, как выкуп земли.
“Порядка 20% финансирования участка дороги уходит только на компенсацию и выплату за переселение, коммуникации, которые проходят вдоль дорог, всех федеральных дорог. Поэтому при расширении и строительстве новой мы переносим эти коммуникации. Это очень дорогостоящее занятие”, – поясняет заместитель руководителя Федерального Дорожного Агентства (Росавтодор) Сергей Потапов.
Затраты на подготовку территории есть и за границей. Только в дорожную смету их не включают. Поэтому отвечая на вопрос “сколько в среднем стоит четырехполосная дорога в США”, глава американской дорожной ассоциации Джон Хорсли, называет цену без учета выкупа земли и её расчистки.
“Вне городов стоимость составляет 2-3 миллиона на милю, а в городах 4-5 миллионов на милю, но это зависит от сложности проекта. Мы только что закончили очень сложный урбанистический экспресс-путь к востоку от столицы, 23 миллиона на милю, потому что очень трудно было строить. Но обычно 3-5 миллионов”, – говорит исполнительный директор американской Ассоциации государственных дорог и транспорта Джон Хорсли.
Такие расценки, объясняют эксперты, действуют и в России. Именно столько может стоить реконструкция существующих дорог. Но в случае с новым строительством, уверен экономист Владислав Иноземцев, цена резко возрастает. И приводит в пример проект будущей новой кольцевой дороги вокруг Москвы. Где цена за километр ещё несуществующей трассы уже превышает 30 миллионов долларов.
“Себестоимость дорог за последнее время в России выросла почти вдвое за последние шесть лет. Это опережение инфляции минимум в два раза, а максимум в два с половиной. По сути дела мы видим здесь неконтролируемый рост цен”, – говорит экономист Владислав Иноземцев.
Такой рост цен на строительство дорог, к сожалению, зачастую никак не отражается на их качестве. Трассы в России по-прежнему строят по нормативам, во многом утвержденным еще в советское время.
“Дорожный пирог, который рассчитан проектировщиками под новые нагрузки, это 60 сантиметров песка, это 15 сантиметров щебня, который устраивается со свинцовкой, это так называемый дорожный бетон марки 75”, – перечисляет заместитель руководителя проекта реконструкции трассы М9 “Балтия” Сергей Данилкин.
Этой технологии, объясняет Сергей Данилкин, уже не один десяток лет. И в России, в центральной её части, она применяется повсеместно. Но сильно отличается от того, как строят дороги заграницей. По принципу “немецких автобанов” сейчас реконструируется другая российская трасса М1. Разница налицо.
“Песчаный подстилающий слой кладется на геотекстиль. Дальше георешётка, армирующая прослойка из пластика. И выше идет четыре слоя асфальта”, – рассказывает генеральный директор автодорожной строительной компании Владимир Гуров.
Но чтобы так строить, уверен эксперт Михаил Блинкин, смены устаревших норм на новые в России недостаточно. Нужен принципиально новый контроль за качеством. А его как раз и не хватает.
“Небольшая халтура на качестве песка, главном строительном материале. Если нечистый песочек, а с глинистыми включениями, будет яма. Когда буду сдавать на объект, будет и светленько, и чистенько, и так далее, а вот следующей весной яма будет”, – объясняет Михаил Блинкин.
Слова эксперта подтверждает и проверка Генеральной Прокуратуры, проведенная в этом году по всей стране. Её результаты оказались неутешительными.
“В результате этих проверок можно сказать о том, что подавляющее большинство дорог регионального и местного значения, больше половины федеральных трасс не соответствуют нормативным требованиям”, – отмечает заместитель начальника Управления Генеральной Прокуратуры РФ Александр Русецкий.
Одну из таких “ненормативных” дорог в этом году сделали в красноярском селе “Миндерла”. Где в нарушении всех правил асфальт положили на траву.
“Около четырех миллионов угробили бездарно. В твердое покрытие. Губернатор откликнулся, деньги выделил, а они закатали их в асфальт”, – сетует житель села Василий Степанов.
Но сколько из этой суммы на самом деле “закатали в асфальт”, Прокуратуре еще предстоит выяснить. Поскольку нередки случаи, когда на бумаге дорога есть. И даже новая. А по факту одни колдобины.
Именно так произошло в Костроме. Где в мае этого года на сумму 65 миллионов рублей согласно документам были отремонтированы несколько улиц.
“Подрядная организация, не выполнив ремонт, согласно сметной документации, получила денежные средства на основании подписанных актов о выполненных работах, которые фактически выполнены не были”, – говорит старший помощник прокурора Костромы Алексей Смирнов.
И такие факты коррупции, к сожалению, не единичны. В совокупности все это приводит к тому, что дороги в России стоят не столько, сколько за них платят. При этом цена, как это видно на примере владивостокской трассы, никак не сказывается на качестве.