Во Владивостоке разбираются в казалось бы парадоксальной ситуации. Для очистки акватории (в том числе и бухты Золотой рог – одной из визитных карточек города, которая давно попала в “черные списки” из-за зашкаливающего уровня загрязнения, за большие деньги были построены специальные сооружения. Они должны были на полную мощность заработать еще год назад. Но система по сути простаивает. Из-за инженерных просчётов.
Острова плавающего мусора и толстая нефтяная пленка – сейчас это обычная картина у берегов главной бухты Владивостока – бухты Золотой рог. Недавно специалисты Росгидромета, проведя исследования, назвали эту акваторию самой загрязненной в России.
“Главная проблема заключается в донных отложениях нефтяных углеводородов, где количество достигает 160 предельно допустимых концентраций”, – говорит начальник Приморского Гидрометеоцентра Борис Кубай.
Это заслуга судов, которые здесь швартуется. Толщина тяжелых нефтепродуктов на дне уже около метра. Не менее серьезный вклад в загрязнение бухты вносит и сам город. По-прежнему больше половины всех его сточных вод в неочищенном виде сбрасываются в море. Проблема должна была решиться еще в 2012 году, когда в городе построили три современных очистных комплекса.
На новых очистных сооружениях южной части Владивостока установлено самое современное оборудование, которое позволяет проводить сразу четыре этапа очистки: механическую, химическую, биологическую и дополнительную. После чего сточные воды доводятся до состояния практически питьевой воды. Однако предприятие простаивает уже больше года, потому что сюда не подведены городские коммуникации. То есть очищать попросту нечего – городские стоки не доходят сюда.
“Деньги были запланированы только на проектирование и строительство этих трех площадок. После того, как приступили к строительству, естественно, возник вопрос – ну строим, строим, а воду-то надо подавать. И вместе с этим приступили, проекта не было, приступили к проектированию этих сетей”, – говорит заместитель главного инженера по водоотведению и водоочистке “Приморского водоканала” Анатолий Самородов.
Почему деньги на коммуникации не были запланированы на начальной стадии проекта, сегодня ответить никто не может. Сейчас задача инженеров водоканала в срочном порядке достроить сети. Всего нужно проложить около 100 километров трубопроводов и построить 34 насосные станции. С учетом гористого рельефа Владивостока – сделать это будет крайне трудно. Пока удалось, запустить на полную мощность очистные сооружения северного района, и на 50 процентов центрального. Но эти комплексы не забирают стоки, идущие в бухту Золотой Рог. Фильтровать их начнут только через полгода. А по словам ученых, акватория моря здесь уже не в состоянии самоочищаться.
“Ни о каком самоочищении речи быть не может. Потому что для того, чтобы оно само себя очистило, потребуется как минимум столетие. Без технологического вмешательства человека это не поправишь”, – отмечает главный научный сотрудник лаборатории морских ландшафтов Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской Академии наук, эколог Борис Преображенский.
Пока же живописная бухта – одна из визитных карточек города, очищается лишь изредка специальными судами-мусоросборщиками и только поверхностно.