Жители Екатеринбурга бьют тревогу: транспортная ситуация в городе ухудшается с каждым днем. Состояние большинства маршрутных такси не отвечает требованиям безопасности, а управляют ими, как правило, мигранты из стран, некогда входивших в состав СССР. В понедельник двое таких водителей устроили гонку по улицам, чтобы первыми прийти к остановке. Импровизированное состязание переросло в драку.
Об инциденте, происшедшем 5 мая в Екатеринбурге, местным СМИ стало известно от пассажиров, которые оказались в одной из маршруток, участвовавших в длительной и напряженной гонке.
Водители двух «газелей», курсирующих по маршрутам 082 и 056, пытались обойти друг друга и первыми прийти к остановке. На скорости, превышающей 60 километров в час, они подрезали друг друга и нарушали правила дорожного движения. По словам очевидцев погони, остановить ее смог только светофор.
Когда зажегся «красный», шофер отставшей маршрутки выскочил из салона, подбежал к опередившей его «газели», открыл переднюю дверь и ударил конкурента в лицо. Схватка продолжалась несколько минут. Победу одержал нападающий: он отобрал у соперника ключ зажигания и демонстративно бросил его на асфальт.
Один из пассажиров запомнил номер той «газели», на которой скрылся «победивший» водитель. В ближайшее время он намерен написать на него жалобу и потребовать от перевозчика через суд компенсацию за нанесенный моральный ущерб.
Стоит отметить, что этот эпизод для Екатеринбурга едва ли не традиционен. Накануне в столице Среднего Урала был осужден шофер маршрутки, ставший виновником гибели двух пассажиров.
Авария произошла в июне прошлого года, когда пассажирская «газель» столкнулась на перекрёстке с грузовиком Mitsubishi, на полном ходу выехала на тротуар, сбила насмерть 23-летнюю Алену Бунтовских и перевернулась.
Спустя два дня в больнице скончалась еще одна участница того ДТП – 27-летняя Юлия Фирстова, которая вылетела из маршрутки через лобовое стекло. Остальные девять пассажиров микроавтобуса получили травмы различной степени тяжести.
Во время судебного процесса десяток свидетелей подтвердил, что водитель проехал на красный свет. Однако сам Экматуло Мусаев вины не признал. Осознал ли он, что проведет в тюрьме ближайшие шесть лет, неясно: по-русски осужденный практически не говорит.
Семья погибшей Алены Бунтовских получит денежную компенсацию: 40 тыс. рублей от осужденного и 500 тыс. рублей от компании «Караван» – владельца маршрутного такси.
За год, прошедший со времени трагедии, мало что изменилось. Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий неоднократно заявлял, что скоро все автотранспортные предприятия обяжут перейти на более устойчивые малогабаритные автобусы Ford и Mersedes. Автоперевозчики жалуются, что они неоправданно дороги, но все же понемногу их закупают.
Но пассажиры маршруток относятся к «газелям» с большей симпатией: «Я за «газельки» двумя руками. На сегодня альтернативы им нет, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД екатеринбуржец Павел Шведов. – Инициатива Чернецкого убрать их из города меня пугает. Маршрутки закрывают очень большую дыру в муниципальном транспорте. Есть целые районы, куда, кроме «газелей», ни на чем больше не добраться.
Дело не в машинах, а в водителях, в культуре вождения. Если пересадить их на «форды», ситуация не изменится. У частных транспортных предприятий нет жестких требований к персоналу. К тому же права, полученные в бывших союзных республиках, не всегда соответствуют правам, выданным в РФ».
По словам Григория Куленича, директора некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки», объединяющего семь транспортных компаний, проверки водителей проводятся чуть ли не ежедневно, но это мало помогает.
«Мы подсаживаем в «газели» «тайного пассажира», организуем рейды совместно с милицией, каждое утро проводим инструктаж водителей. К тому же, пожаловаться на водителя может любой пассажир: в салонах висят телефоны руководства компании и Комитета по транспорту Екатеринбурга. Тем не менее, нарушения выявляем ежедневно, – рассказал Куленич газете ВЗГЛЯД. – Если водитель не соблюдает ПДД, направляем материалы в ГАИ. Тех, кто нарушает правила дорожного движения систематически, увольняем. Из-за этого у нас большая текучка кадров».
Как уверяет Куленич, нужды гнать нет: расписание составлено таким образом, что можно спокойно уложиться в рабочую смену и при этом ехать со средней по городу скоростью. А это, учитывая городские пробки, – 30 км/час.
Водители-лихачи – общая проблема для всех автоперевозчиков. Из-за низкого, по мнению городских перевозчиков, тарифов на проезд – в Екатеринбурге он сейчас составляет 9 рублей, – они вынуждены нанимать на работу мигрантов. «Водители автобусов в Екатеринбурге получают 10,5 тыс. рублей. Мы вынуждены нанимать мигрантов. Сейчас 5% водителей в штате – выходцы из Средней Азии, и они становятся участниками трети всех ДТП», – рассказывает исполнительный директор Союза автотранспортных предприятий Лилия Саранчук.
После трагической аварии в прошлом году свердловская ГИБДД начала внеплановую проверку маршрутных такси, по итогам которой были оштрафованы более 500 водителей. Примерно 350 из них – за непристегнутые ремни безопасности. Водители приспособились: теперь они всегда просят пассажира, садящегося рядом с водителем, пристегнуться. А когда пассажир возражает, что замок не действует, на ломаном русском объясняют: «А ты просто накинь ремень и так держи».