На Клязьминском водохранилище подмосковные спасатели провели учения. Во время тренировки сотрудники МЧС устраняли последствия утечки нефтепродуктов, спасали утопающих и эвакуировали пострадавших с помощью гидролета.
Поздняя осень. Лед на озере еще не успел встать, но вода уже очень холодная. Рыбак выпал из лодки. На помощь тут же отправляются катера спасателей. Двое из них перекрывают движение судов, а третий подплывает максимально близко к утопающему. Водолаз хватает пострадавшего, и их вместе на тросе притягивают к катеру. Дальше за дело берутся медики. Человека госпитализируют при любой степени охлаждения. Независимо от самочувствия, он должен как минимум два часа пробыть в теплом помещении под присмотром врачей.
“Вся Московская область разделена на отделения и участки государственной инспекции маломерных судов, — рассказывает Александр Сорокин, главный государственный инспектор Государственной инспекции по маломерным судам Московской области. — В зону их ответственности попадают водохранилища, судоходные и несудоходные реки, в том числе различные озера, даже искусственные”.
На учениях имитируют и разлив нефтепродуктов с ближайшей заправочной станции. Место утечки огораживают бонами и откачивают топливо с помощью универсального мобильного комплекса на базе грузовика. Универсального, потому что химикаты он может собирать как с поверхности воды, так и с земли. Затем нефтепродукты отправляют на утилизацию. “Вакуумная установка собирает 11 кубов в час, а перекачивающая помпа – 36 кубов в час, — комментирует Сергей Винниченко, начальник поисково-спасательного отряда “Мособлпожспас”. — И в комплексе – порядка 50 кубов наша установка может собрать”.
У водолазов-спасателей зимой работы в десять раз меньше, но зато каждый вызов в несколько раз сложнее. Работать зачастую приходится подо льдом. Помимо нерадивых рыбаков, доставать приходится еще и автомобили со снегоходами. В специальной машине находится все необходимое оборудование для работы экипажа в течение нескольких суток. “На стеллажах разложено водолазное оборудование, костюмы, — объясняет Алексей Степин, начальник водолазной службы “Мособлпожспас”. — Здесь же – компрессор для зарядки воздуха, который позволяет в любом месте производить автономную дозарядку баллонов сжатым воздухом и обеспечивать бесперебойную водолазную работу”.
Также на вооружении подмосковных спасателей состоит гидро-дельталет. Используется он, в основном, для разведки во время весенних паводков, но, при необходимости, может приземлиться на воду и эвакуировать одного человека. По сравнению с вертолетом он гораздо экономичнее: расход топлива у него – как у малолитражки.
В одной только Московской области на водных объектах за десять месяцев этого года было спасено более 140 человек. Статистика, правда, пока далека от совершенства, и полностью избежать жертв не получается. Но за последние три года их стало в разы меньше. Как уверяют спасатели, во многом благодаря тому, что сами граждане стали гораздо сознательнее.