Следствие уже пять дней не может озвучить свою версию. Отсутствие информации порождает волну слухов: изучен «черный ящик» «Mercedes», скорость была 205 км/ч…
В Екатеринбурге состоялось первое заседание «группы гражданского контроля», члены которой должны помогать в расследовании ДТП с участием «Mercedes» губернатора Александра Мишарина. Группа была создана по инициативе уполномоченного по правам человека Татьяны Мерзляковой, которая не впервые выступает посредником между представителями общественности и силовыми структурами. В группу пригласили около полутора десятков журналистов, экспертов и блогеров – в том числе редактора «66.Ru» Богдана Кульчицкого, главного редактора «Эха Москвы в Екатеринбурге» Максима Путинцева, сотрудника фонда «Город без наркотиков» Евгения Маленкина, правозащитника Кирилла Форманчука, блогера Алексея Соховича-Канаровского, журналиста «URA.Ru» Дмитрия Колезева и т.п.
Предполагалось, что во вторник с ними уже встретится представитель следственных органов – возможно, руководитель свердловского следственного управления СК Валерий Задорин. Однако Татьяна Мерзлякова, с общего согласия взявшая на себя функции неформального председателя группы, пояснила, что первая встреча будет носить технический характер. На ней решено было определить формат работы, а также составить перечень спикеров, которых группа попробует пригласить для общения.
Посовещавшись около сорока минут, члены группы приняли решение обязательно пригласить для общения руководителя следственного управления Валерия Задорина (возможно, вместе с руководителем следственной группы, занимающейся ДТП) и начальника областного ГИБДД Юрия Демина. После встречи с ними общественники могут также попросить встречи с представителями пострадавшей стороны (возможно, дочерью погибшего в ДТП Юрия Дружинина – Натальей Дудоровой) и представителем УФСБ (если выяснится, что ФСБ располагает информацией о ДТП или может внести ясность в вопросы организации охраны губернатора, в том числе режима передвижения его кортежа).
Судя по всему, представители следствия пока не встретились с общественниками просто потому, что у СК нет сформулированной версии произошедшего. Со ссылкой на г-на Задорина Татьяна Мерзлякова сказала, что следователи жалуются на нехватку информации. По ее словам, Валерий Задорин приветствовал идею создания общественной комиссии, выразив надежду, что журналисты и блогеры не просто будут контролировать действия следствия, но и помогут с версиями, оценками. Следователи готовы проверять даже слухи и версии, которые существуют в блогосфере, чтобы добраться до истины.
Последних с каждым днем появляется все больше. До сих пор обсуждается возможность существования в деле «засекреченного» погибшего (им мог быть сотрудник ФСБ, прикомандированный к губернатору и ехавший с ним в одной машине). Не ясно, скрывалась ли с места ДТП патрульная «Ауди А4» и по каким причинам начальник ГИБДД Юрий Демин якобы приказал зачистить место ДТП и засыпать все следы песком. Одновременно в Сети обсуждается слух о том, что специалисты расшифровали показания содержавшегося в «Mercedes» «черного ящика», согласно показаниям которого кортеж двигался с чудовищной скоростью в 205 км/ч. Обсуждается и степень вины водителя участвовавшего в ДТП автомобиля «Skoda», который имел технические изменения, не предусмотренные конструкцией автомобиля (колеса увеличенного радиуса, ксеноновые фары), а также использовал при движении по обледенелой трассе запаску-докатку.
Как ожидается, Валерий Задорин и Юрий Демин встретятся с общественниками уже завтра вечером. Татьяна Мерзлякова попросила членов группы пойти навстречу силовикам и ограничивать себя в публикации информации: часть информации, которую озвучат представители следствия, может быть снабжена грифом «не для печати» (до окончания расследования). Члены группы согласились пойти на ограничения в том случае, если запрет на публикацию тех или иных данных будет аргументирован.
Пока же в аппарате уполномоченной собрали вопросы, которые общественники подготовили для Валерия Задорина и следователей. «URA.Ru» публикует их и предлагает читателям в комментариях добавлять свои:
1. Появилась ли у следствия приоритетная версия ДТП? Какие версии вообще рассматриваются и рассматривались?
2. Имелись ли видеорегистраторы в автомобилях, участвовавших в ДТП? Если да, где хранятся записи?
3. Участвовала ли все-таки в ДТП патрульная машина «Audi»? Почему изначально она не упоминалась в сообщениях о ДТП? Что происходило с этим автомобилем в следующие часы после аварии? Действительно ли он покинул место ДТП и некоторое время находился на стоянке областного УГИБДД?
4. Каковы показания сотрудников ГИБДД, находившихся в патрульной машине?
5. Какие экспертизы были проведены или проводятся следствием? Есть ли уже результаты этих экспертиз?
6. Когда будут опубликованы фото и видео с места ДТП? Почему они не публикуются сейчас?
7. Появились ли новые свидетели ДТП, помимо непосредственных участников?
8. Где сидел Александр Мишарин во время движения? Был ли он пристегнут?
9. С какой скоростью двигались автомобили на момент аварии? Действительно ли эксперты изучали т.н. «черный ящик», находящийся в автомобиле «Mercedes»? Если да, каковы его показания?
10. Сколько автомобилей находилось в кортеже губернатора?
11. Где в настоящий момент находятся пострадавшие в ДТП автомобили? Могут ли журналисты осуществить их фото- и видеосъемку?
12. По какой полосе предположительно двигался «Мерседес»? Почему после аварии он оказался на встречной полосе?
13. Почему на место происшествия не были допущены представители СМИ до тех пор, пока не были собраны все обломки и следы аварии, а по месту столкновения не прошлись трактор и грузовик с песком? Кто отдал приказ зачистить место аварии?
14. Какими законами, правилами, инструкциями и т.п. регламентируется передвижение кортежа? Кто выбирает скоростной режим при движении кортежа – сотрудники ГИБДД, водитель губернатора, губернатор?
15. Сколько человек находилось в автомобиле «Mercedes» на момент столкновения?
16. Действительно ли «Волга» после столкновения вылетела с трассы, но к моменту журналистов ее уже подняли обратно?
17. Сколько времени прошло от момента аварии до приезда «скорой»?
18. Скончался ли водитель «Волги» Юрий Дружинин в момент удара или позднее?
19. Были ли в графике Александра Мишарина запланированы дальнейшие рабочие мероприятия? Обоснованна ли была предположительно высокая скорость передвижения кортежа?
20. Могли ли конструктивные изменения автомобиля «Skoda» спровоцировать аварию?