Выжившие в аварии на подводной лодке “Нерпа” рассказали, что противопожарная система, выпустившая ядовитый газ фреон, сработала, когда многие люди спали, чем и объясняется большое число погибших.
Из 20 погибших в результате аварии в Японском море в субботу лишь трое были военными моряками, а остальные 17 – гражданскими специалистами: подлодка проходила заводские испытания перед сдачей в аренду Индии.
Это вызвало предположения, что не у всех людей на борту имелись индивидуальные дыхательные аппараты, которые профессиональные подводники постоянно носят с собой.
Однако источники в комиссии по расследованию обстоятельств происшествия на атомной подводной лодке во вторник заявили информационным агентствам, что по их данным жизненно необходимые аппараты были в достаточном количестве.
Их слова частично подтверждают уцелевшие во время аварии. Слесарь-монтажник завода “Звезда” Виктор Рифк оказался в больнице вместе с еще 20 пережившими трагедию, но в среду интервью с ним появились на НТВ и в газете “Комсомольская правда”.
“Я лежал отдыхал после вахты. Вдруг сверху прямо на меня пошел фреон. Подействовал как наркотик. Я потерял сознание и очнулся уже на борту [спасавшего] корабля “Адмирал Трибуц”, – рассказал Рифк “Комсомольской правде”.
“Практически все с масками были. Может, кто-то не успел вовремя надеть?”, – сказал он же журналистам телеканала НТВ.
Газ фреон вытесняет кислород, благодаря чему он применяется для тушения огня на подводных лодках. Вместе с тем, без кислорода у людей наступает удушье.
Фреон используется в противопожарной системе ЛОХ (лодочная объемная химическая) на российских подводных лодках. В новых подводных лодках, таких как “Нерпа”, система, выпускающая газ, срабатывает автоматически при задымлении или повышении температуры.
Насколько можно понять, фреон был выпущен в жилой отсек лодки, при этом он оказался задраен (изолирован от остальных частей лодки).
Переборки между отсеками задраиваются, в частности, в подводном положении, а также когда срабатывает противопожарная система.
Был ли пожар?
В среду продолжали приходить противоречивые сообщения о том, почему система ЛОХ сработала.
Пресс-секретарь российского военно-морского флота Игорь Дыгало подчеркнул, что пожара на подлодке не было, и об этом официально сообщалось с самого начала.
Включение системы Дыгало назвал несанкционированным. По его словам, это – официальная версия причин произошедшего.
Однако источник в комиссии по расследованию заявил агентству РИА Новости, что “система ЛОХ была полностью исправна”.
Он допустил, что на лодке мог возникнуть пожар: “Сейчас главным стоит вопрос – произошел пожар на лодке или нет”.
Дыгало подчеркнул, что российский ВМФ не намерен отказываться от системы ЛОХ.
“Система ЛОХ, стоящая на вооружении ВМФ России, является в настоящее время самой эффективной для предотвращения и тушения пожаров в замкнутом пространстве в корпусе подводной лодки”, – сказал он агентству РИА Новости.
“Главной особенностью системы ЛОХ является то, что она способна в считанные секунды погасить пожар в условиях задымленности отсека, когда экипаж не может определить местонахождение очага возгорания”, – добавил Дыгало.
Во вторник в Приморском крае, где жили несколько погибших, был объявлен траур. В соседнем Хабаровском крае, где жили еще 12 человек, траур состоится в среду, тогда же пройдут похороны.