Взрыв “Протона” стал катастрофой репутации космоса РФ

vzryv-171-protona-187-stal-katastrofoj-reputacii-kosmosa-rf

Чисто упал – 10 секунд неудачного полета ракеты “Протон” со спутниками ГЛОНАСС на борту обошлись России в миллиарды рублей – 4,5 стоили лишь сами спутники.

“Протон” призадумался немного, попытался полететь, к горизонту наклонился – и с позором повалился, раздавив все мечты о выгодных контрактах.

В тот же момент с космодрома Шри-Харикота похожий носитель вывел на орбиту первый индийский навигационный спутник. Справились без России.

И совсем некстати на следующий день пришли сигналы SOS от двух спутников ГЛОНАСС, уже на орбиту выведенных. Судя по состоянию дел, это не последнее космическое ЧП.

Ракета “Протон” недаром в музее космонавтики на почетном месте – это самый заслуженный наш космический транспорт. Ее разработали 50 лет назад, но конкурентам до сих пор нелегко. Почти полвека “Протон”, как грузовик, доставляет на орбиту спутники всех стран, космические модули и орбитальные станции, такие как “Салют”, “Мир” и даже МКС.

Запуск такой ракеты сегодня уже не прорыв и не покорение космоса, это отработанная технология, в чем-то даже рутина. В этот вторник на космодроме журналистов не было. Лишь штатная камера телестудии Роскосмоса и зеваки с мобильными телефонами.

С первых же секунд ракета отклоняется от курса. Ее начинает болтать из стороны в сторону, она заваливается на бок и загорается. Видно, как из корпуса вываливаются спутники ГЛОНАСС.

Увидеть взрыв на старте никто не ожидал. Хотя в последние годы у Роскосмоса была целая череда неудач. С начала 2010 года – это пятая авария ракеты-носителя. Бывало, что “Протон” отклонялся от курса, спутники выводились не на ту орбиту или вовсе падали в Тихий океан. Но то, что увидел весь мир на этой неделе, назвали “позором” космической державы.

“Это такая типичная катастрофа 50-летней давности, когда только осваивали новую ракетную технику, когда каждый старт был рискованным, когда технологии только осваивались, только придумывались, что называется”, – считает обозреватель газеты “Независимое военное обозрение” Виктор Мясников.

Эксперты называют ряд версий. Тем более, что улики видны невооруженным глазом. В светлом спектре однородного пламени двигателя появляется красный язык и темный дым. Это очень похоже на окислитель. Если действительно была утечка, кислота бы разъела баки с горючим и ракета сгорела бы в воздухе за секунды. На этой неделе в Роскосмосе аварию не комментировали – расследованием занимается государственная комиссия. На совещании в правительстве в эту пятницу предварительную версию озвучил глава Роскосмоса.

На самом интересном месте журналистов попросили выйти. Но буквально через час на лентах информагентств появилось сообщение: “Глава Роскосмоса заявил, что ракета ушла со стартового стола на 0,4 секунды раньше времени, когда двигатели еще не вышли на режим, давление в камерах сгорания было 90 атмосфер вместо 150, и первоначально начала работать циклограмма по уводу ракеты от стартового комплекса”.

Горизонтальный полет ракеты – не случайность. Автоматика уводила “Протон” дальше от стартового комплекса. Иначе могли погибнуть люди на космодроме, и финансовые потери были бы в десятки раз больше, чем сумма 300 миллионов долларов, в которую оценили ущерб.

“По счастью, люди не погибли, поэтому нельзя называть это катастрофой. Но в имиджевом смысле слова это, конечно же, катастрофа. Это огромный удар для России как страны, которая занимается коммерческим выводом запусков, которая пытается сотрудничать с Европейским космическим агентством, с американцами, с НАСА, с развивающимися странами”, – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Это тот случай, когда важно понять, не что там сломалось, а почему, почему дает регулярные сбои серийное устройство, придуманное еще во времена Королева и Гагарина.

“При достаточном контроле качества ракеты должны работать очень эффективно и фактически безотказно. То, что происходит, это брак, это человеческий фактор. Соответственно на всех цепочках контроля за качеством, очевидно, были допущены проколы”, – уверен главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко.

“Независимое военное обозрение” со ссылкой на свои источники в Роскосмосе пишет, что положенных испытаний изготовленной ракеты-носителя в этот раз вообще не было.

“Проводилась ли госкомиссия накануне, существуют сейчас сомнения. Слухи ходят разные. Есть версия, что был чисто формальный разговор, после которого была дана команда на старт”, – говорит обозреватель газеты “Независимое военное обозрение” Виктор Мясников.

В это трудно поверить, но все три спутника, которые находились в ракете-носителе, не были застрахованы. Как пояснили в корпорации, в страховке им отказывают, потому что спутники ГЛОНАСС серийные, а застраховать можно только уникальные космические аппараты, такие как “Фобос-Грунт”.

Так совпало, что на этой неделе Счетная палата опубликовала результаты проверки космической отрасли. Эти цифры говорят сами за себя.

“Количество выведенных на орбиту спутников с 2010 по 2012 год составило менее половины от запланированного (47%). В то же время сами спутники обходятся бюджету в четыре раза дороже, чем зарубежные аналоги, однако по качеству сильно уступают”, – говорится в отчете Счетной палаты.

Роскосмос в отчете называют системой коллективной безответственности. Годами в этой структуре воровали в космических масштабах. Но конкретно разобраться сложно. Бюджетные средства космические заводы хитро используют для зарубежных коммерческих проектов.

“Поставки российских двигателей для космических ракет осуществляются через российско-американское предприятие RD Amross, где и оседает значительная часть прибыли, так необходимой для развития космической отрасли”, – говорится в отчете Счетной палаты.

Два года назад, как раз после очередной аварии “Протона” было отправлено в отставку руководство Роскосмоса, а финансирование отрасли увеличено в 2,5 раза. Теперь в правительстве думают над масштабной реформой всей корпорации. До конца месяца проверку Роскосмоса должны завершить и принять решения по выходу из кризиса. Ведь на очереди новые запуски, а освоение космоса и бюджетных денег – задачи противоположные.