Якутия: Север не терпит суеты

yakutiya-sever-ne-terpit-suety

В Республику Саха (Якутия) авральным порядком завозится продовольствие. Из-за «низкой воды» на сибирских реках, ранних заморозков, а также из-за несогласованности действий транспортников ежегодные поставки продовольствия, топлива и других грузов, жизненно важных для якутского севера, оказались на грани срыва. Сейчас решение проблемы зависит от авиации МЧС, которая доставляет грузы в удаленные северные районы по воздуху. К спасателям подключилась и Генпрокуратура, которая начала проверку соблюдения законности в ходе северного завоза.

Из-за раннего ледостава на реках Якутии застряли более двадцати судов, которые везли продукты в отдаленные районы Якутии. Проложить зимники, по которым эти грузы можно будет довезти на грузовиках, еще предстоит, поэтому пока товары доставляют авиацией. В итоге в отдаленных селах резко поползли вверх цены, обострился дефицит некоторых продуктов. О положении, сложившемся в Якутии, корреспондент ТПП-Информ побеседовал с почетным полярником, президентом Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) Владимиром Членовым.

– Как сегодня складывается ситуация в связи со срывом зимнего завоза?

– Сегодня дело обстоит следующим образом: грузы, которые не успели завезти вовремя, придется доставлять по зимникам. Речь идет о дизельном топливе, топливе для котельных, угле. Это не одна тысяча тонн. Зимние дороги придется прокладывать через множество речек и озер, и эта задача потребует дополнительных средств.

В четырех районах республики сложилась сложная ситуация, которую внутренними ресурсами не выровнять. Там нет ни одного промышленного предприятия, которое могло бы оказать помощь.

В бюджете на это было заложено 728 млн рублей, но дополнительно потребуется как минимум еще 100 млн рублей.

– Какие ведомства должны быть задействованы в решении этих задач?

– В первую очередь, Министерство регионального развития и Министерство транспорта. Первостепенная проблема – обустройство автозимников в сложных арктических условиях.

Нужен будет и транспорт, не одна сотня машин. Понадобятся цистерны для дизельного топлива, нефти, которая будет замерзать. Не надо забывать, что Якутия – это территория крайне низких температур. У нас 20 с лишним грузовых судов заморожены. Весной их надо будет спасать, все размораживать, а это дополнительные затраты. Груз с них будут вывозить по зимникам, а сами суда останутся во льду до лета.

На экстренном совещании было принято решение обратиться к президенту с просьбой объявить эту территорию зоной чрезвычайной ситуации. Это позволит решить вопрос и по зимникам, и по приобретению дополнительной техники. По крайней мере, регион сможет получить на это дополнительные средства.

Объявление в этих районах чрезвычайной ситуации позволит привлечь дополнительные средства. Необходим ритмичный завоз продуктов: разовые поставки проблему не снимают. Если грузы ввозить самолетами, то 1 кг обойдется в 160 рублей. И это тоже потребует дополнительного финансирования.

Сегодня, конечно, голода нет. Речь идет об обеспечении полноценного рациона питания. Сегодня выровняли ситуацию за счет поставок самолетами МЧС. Зимник будет только в декабре. А до этого времени питание не должно состоять из муки и соли, необходимы овощи, детское питание, молочные смеси.

– А почему такая ситуация вообще сложилась? Что стало причиной срыва зимнего завоза?

– В первую очередь, отсутствие координации среди речных транспортных предприятий, которые участвуют в северном завозе. При транспортировке грузов по речным путям необходима координация соответствующих служб, поддержание водных путей пригодными для судоходства. Сегодня этого нет.

Речники должны нести субсидиарную ответственность: не завез – отвечай в полной мере. Минтранс просто отговаривается форс-мажором, а кто будет исправлять ситуацию? Там же люди живут!

Министерство транспорта вообще устранилось от решения проблем. И поэтому сложилась такая ситуация, что реки фактически обмелели, стали непригодными для нормального судоходства, а ведь именно по ним и осуществляется основная поставка грузов и топлива на весь зимний период.

Дело в том, что устья рек, впадающих в океан, со временем заиливаются, и их глубина меняется. По техническим нормативам необходимо периодически проводить углубительные работы, но на сегодняшний день в распоряжении речников таких мощностей нет. Одну машину утопили, оставшиеся не успевают работать. Профессионалов, как и везде, тоже не хватает.

Надо также учесть, что в этом году у нас было мало дождей, глубины уменьшились до 1,5 м.

Поэтому вся система северного завоза разбалансирована, единого координатора нет, а в Арктике такого быть не должно. Есть даже специальное постановление правительства России. В нем определяется, где и какие глубины должны быть. У нас сегодня – 1,5 м. Поэтому суда нельзя было загружать полностью – сядут на мель. Региональным, а тем более муниципальным, администрациям самим с задачами обеспечения завоза не справиться.

Еще один аспект возникшей ситуации – это сокращение так называемых переходящих запасов. Этот резерв необходим для нормального функционирования. Чтобы работали дизельные электростанции, чтобы летали самолеты, нужен запас керосина, резерв строительных материалов, технического оборудования для ремонта. Такой резерв всегда формировался за счет государства, и запас был на несколько лет. А сегодня местным предприятиям создавать такие запасы не под силу.

На эти вопросы ответ есть. Владимир Путин лично принял решение о создании казенного предприятия «Аэропорты Севера». На сегодня у нас аэропортовая сеть работает как часы, поскольку из казны выделяются деньги. Предприятие 700 млн рублей зарабатывает своей деятельностью: обеспечивает взлет и посадку, принимает самолеты. Частота рейсов пока небольшая, порядка двух в неделю, поэтому 23 аэропорта Якутии, зарабатывая 700 млн рублей, столько же получают от государства на покупку керосина, содержание взлетной полосы. И система работает!

Так же авиация работает и в Канаде, и на Аляске. Такие же казенные предприятия необходимо создавать и в Арктике, подходить к этому системно, тогда все проблемы снимутся. Главное – люди будут спокойны.

Необходимо создание казенных предприятий не только в сфере авиаперевозок, но и в области государственных страховых резервов, содержания дорог и водных путей.

Сегодня в Министерстве регионального развития разработана программа социально-экономического развития арктических районов, на реализацию которой предусмотрено порядка 2 трлн рублей. Если бы эти деньги предусмотрели сразу, многие проблемы, о которых мы сейчас говорим, были бы сняты.