В начале лета в Аравийском море в штормовую погоду разломился надвое трёхсотметровый контейнеровоз токийской компании Mitsui OSK Lines, Ltd (MOL).
Авария удивительна тем, что огромное судно было, практически, новое, а шторм – не самый сильный. Сочетание двух этих факторов исключало подобное происшествие. С нашей точкой зрения на катастрофу японского контейнеровоза и весьма профессиональными комментариями наших читателей можно ознакомиться, например, по новостям «Сегодня к утру выяснилось, что MOL Comfort не затонул» от 18.06.2013, «Продолжается операция по спасению японской судоходной компании Mitsui O.S.K. Lines и японского судостроительного концерна Mitsubishi Heavy Industries, Ltd: кормовая секция аварийного контейнеровоза MOL Comfort затонула, а носовая – горит» от 07.07.2013 и другим.
Фото с сайта gcaptain.com
Своё аварийное имущество японцы спасали очень не удачно. Пока спасатели не добрались до носовой и кормовой секций контейнеровоза, обе половинки судна без проблем держались на поверхности Аравийского моря Индийского океана. Как только началась спасательная операция и буксиры подошли к дрейфующей кормовой части, она затонула в течение суток.
Затем спасатели настигли носовую часть и взяли её на буксир. После чего на борту буксируемой секции начался пожар. Его заметил самолёт Dornier Индийской береговой охраны во время рутинного облёта зоны ответственности, а Береговая охрана раззвонила всему свету .
Откуда взялся огонь на борту – не известно. Но тушили его спасатели очень не ловко. И, в конце концов, носовая секция тоже затонула.
Теперь японцы занимаются компьютерным моделированием. И заявляют, в частности, что контейнеровоз не был перегружен – вопреки предположениям, которые высказывались, пока половинки аварийного судна имелись в наличии, и все думали, что их доставят к берегу.
Модельные исследования показали, что силы, действовавшие на корпус, были намного ниже, чем фактическая прочность всей конструкции судна. Напряжения при качке достигали только 67 процентов от допустимых, а прочность корпуса, как следует из вычислений, на 26 процентов превышала требования классификационного общества судна, ClassNK (Япония).
В предварительном отчёте японского Министерства землепользования, инфраструктуры, транспорта и туризма заявлено, что первоначально трещина возникла в стальных листах обшивки днища корпуса, в районе грузового отсека №6, а затем распространилась вверх по борту. Вывод стопроцентно верный: по шестому отсеку контейнеровоз и разломился, как все видели.
Далее в отчёте утверждается, что MOL Comfort и прежде сталкивался с нагрузками, близкими к пределу прочности, но выдерживал их легко.
Теперь предстоит изучить укладку и распределение груза.
В переводе с японского вышесказанное означает, что судно, спроектированное и построенное компанией Mitsubishi Heavy Industries – хорошее. Компания Mitsui O.S.K. Lines эксплуатировала судно хорошо. Поэтому с японской стороны всё очень хорошо.
Отчего же слоноподобный контейнеровоз разломился при шестибалльном шторме?
А, вот, наверное, компьютерная программа, которая ведает загрузкой судна и которую враги японского судостроения и судоходства продали для MOL Comfort и других замечательных судов прекрасных японских компаний, была очень плохой.