На этой автомагистрали сейчас как на войне. Машины мчатся к морю сплошным потоком. Бесконечные пробки и разбитые авто на обочинах. Вот уже полтора десятка лет обещают сделать здесь автобан. А пока на многих участках трассы всего две полосы движения, и разделены они жиденькой белой линией, которая не спасает от лобового удара.
Деньги на дорогу у самостийной державы есть. Зачем-то построили шикарный автобан Киев – Одесса. Пустой асфальт, изредка прогудит грузовой трейлер, или семья львовян пролетит с ветерком на одесский пляж. По идее такая аэродромная трасса прежде всего должна была связать Харьков и Симферополь. Именно на ней люди бьются каждый день. Впрочем, кого интересуют туристы из России?
Большинство курортных аварий имеют один сценарий. Выехали затемно, мчались без остановки, чтобы быстрей попасть на вожделенный южный берег. Водитель устал, заснул за рулем. Хватит секунды, чтобы машина вылетела на встречную полосу.
Одна из последних августовских трагедий случилась у Запорожья. 25-летний водитель “Жигулей” из Белгорода тоже думал, что обойдется без сна. Легковушка на полном ходу врезалась в лоб автобуса “Неоплан” с детьми из Алушты. Россиянин и его девушка погибли мгновенно. Родители, сидевшие сзади, получили тяжелейшие травмы. От удара “Жигулей” переднее колесо автобуса лопнуло. Громадный “Неоплан” съехал в глубокий кювет, однако не перевернулся. Детвора осталась целой.
Как выяснилось, у несчастной легковушки вообще отсутствовал тормозной путь. Похоже, водитель действительно спал. Впрочем, даже бодрствуя, наши люди способны на немыслимую дорожную дикость. Самой страшной нынешним летом стала катастрофа на перевале у Алушты. Двое водителей повели через горы неисправный автобус. По дороге чинили тормоза и коробку передач. Когда на крутом спуске тормоза отказали, неуправляемый автобус с полкилометра несся вниз. Потом поворот, высокий бетонный бордюр, машина чешет боком о камни, пассажиры вылетают на дорогу через разбитые окна. Печальный итог: 10 человек погибли, в том числе дети, 13 попали в реанимацию. Очевидцы рассказывают, что многие проезжавшие мимо бросились помогать. Но были и такие, кто забирал у окровавленных людей деньги и мобильные телефоны.
После алуштинского случая госавтоинспекция Крыма начала тотальную проверку автобусов. Буквально на днях милицейский пост Ангарского перевала задержал машину из Кривого Рога. 36 детей ехали в “Артек”. Они наверняка не доехали бы туда. Спуск по перевалу означал для криворожцев верную гибель. Покрышки со стертым до металлического корда протектором, с боковыми порезами и вырванными кусками резины. Неисправные тормоза и дисбаланс задней оси, из-за чего автобус заносило на поворотах. Рулевая тяга зашплинтована куском проволоки. Настоящая машина смерти, которой были доверены детские жизни…
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Виктор ХЛЫСТУН, ведущий авторубрики “Труда”, автомобилист со стажем:
– Самая главная опасность на этой дороге (трассой ее назвать сложно) – наша самонадеянность. В Крым едут в одной машине несколько человек (например, семья), а водитель – только один. Отдохнуть, поспать негде, а путь неблизкий. К тому же летом дорога на Крым загружена фурами. Дальнобойщики, к сожалению, не всегда обладают культурой вождения – не показывают следующему сзади водителю, когда его можно обогнать. В результате – лобовые столкновения на большой скорости… Еще одна проблема – ремень внакидку. У нас почему-то не принято пристегиваться в автомобиле, а ведь это часто может спасти жизнь и пассажиру, и водителю. В Греции, например, штраф за непристегнутый ремень безопасности – 700 евро. Водитель такси там не тронется с места, пока пассажир не пристегнется.
Артем КУЗЬМИН, автомобилист, Москва:
– Я не раз ездил по симферопольской трассе в Крым отдыхать, к тому же часто путешествую по Украине по рабочим делам. Трасса Москва – Симферополь действительно опасна: часто приходится видеть опрокинутые машины на обочине. А в этом году их много как никогда. На мой взгляд, причина в том, что на участке от Мерефы до Перещепина есть относительно нормальная бетонная трасса, а вот за старыми участками дороги на Украине вообще перестали ухаживать. Дорога в Крым узкая, постоянные спуски-подъемы, почти везде – сплошная черта, ограничение по скорости – 70. Кое-кто нарушает правила, идет на обгон – вот и случаются трагедии… Многие машины – с московскими номерами, то есть люди едут издалека, водители за много часов пути устают, теряют бдительность… А в Джанкое вообще сложно: узкая прямая дорога, деревьев практически нет – проехав почти полторы тысячи километров, очень легко просто уснуть, особенно если рулишь от самой Москвы.