За гибель пяти человек никто не ответит

za-gibel-pyati-chelovek-nikto-ne-otvetit

Уголовное дело о нашумевшей трагедии на станции Линда закрыто

Приволжское следственное управление на транспорте не нашло виновных в трагедии, случившейся 29 сентября прошлого года на станции Линда Нижегородской области. Напомним, в тот день поздним вечером принадлежащий ОАО РЖД тепловоз сбил сразу 6 человек, вышедших из электрички Нижний Новгород – Керженец. Лишь одному чудом удалось выжить.

49-летняя Людмила Шаронова, 17-летняя Александра Синицина, 18-летняя Дарья Капранова, 25-летние Денис Шамов и Виталий Калугин – таков список погибших. Пассажиры вышли из электрички и стали переходить железнодорожные пути по деревянному настилу. Впереди следовали молодые люди, за ними неспешно двигалась семейная пара – Людмила Шаронова и Владимир Одинцов, возвращавшиеся с работы из города. Владимир поддерживал супругу под руку, чтобы в темноте не оступилась. Женщина первой шагнула на шпалы…

– Людмилу сдул страшный вихрь, меня понесло следом, – вспоминает Владимир Семёнович, который по сей день не пришёл в себя от пережитого. – Первое, что увидел, очнувшись: лежащую девочку, за ней – молодого человека. Один парень находился посреди платформы, поскольку его отбросило. Я сразу кинулся к Людмиле, но от неё практически ничего не осталось…

– Я уже дошла до здания вокзала, когда услышала страшный грохот. Обернулась: тепловоз несётся, а от него что-то разлетается в стороны, – рассказывает очевидица случившегося Анна Столярова. – На платформе – тьма, ни один фонарь не горит. Присмотрелась: кто-то лежит. Подошла и оторопела – парень, головой шевелит. Закричала: «Он жив!». Но после приезда «скорой» пострадавший умер прямо на перроне.

– Тепловоз нёсся на скорости примерно 100 километров в час. Свидетелями этого стали почти 40 человек, – вспоминает другой очевидец трагедии Роман Перевалов.

Владимир Одинцов отделался ушибами ног и травмой головы. Повезло и ещё одному участнику трагедии – 22-летнему нижегородцу Сергею Стародумову – приятелю погибших молодых людей. Он успел перейти рельсы раньше их.

Погибшие Даша и Саша были подружками, жили в Нижнем Новгороде в домах по соседству. На последней электричке вместе с приятелями они ехали в гости – в посёлок Линда.

На следующий день начальник Горьковской железной дороги (ГЖД) Анатолий Лесун заявил, что машинист тепловоза, наехавшего на группу людей на станции Линда, предпринял всё, чтобы предотвратить трагедию. Нижегородская газета «Ленинская смена» так отозвалась о его позиции: «В выступлении Лесуна… не чувствовалось ни публичного раскаяния, ни особого сострадания к погибшим людям… Между прочим, только за один год на путях ГЖД были травмированы 360 человек. На безопасность людей денег нет? Зато есть деньги на приобретение руководством ГЖД нового Audi A8 4.2 ESI Long стоимостью 5,5 миллионов рублей. За рубежом на подобного рода машинах передвигаются руководители государств: премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и канцлер Германии Ангела Меркель. На такой люксовой иномарке с сиденьями из кожи Valcona особо тонкой выделки будет разъезжать Лесун».

Погибших на рельсах родные похоронили, а машиниста тепловоза начальство отправило в санаторий – на психологическую реабилитацию.

– Следствие допросило всех свидетелей, провело ситуационную экспертизу: пустили тепловоз, который подъехал к станции Линда в то время, как от неё отходила электричка. Определялось, могли ли переходившие через рельсы люди увидеть тепловоз, мог ли машинист увидеть людей, насколько своевременно он применил экстренное торможение, – говорит старший помощник руководителя Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитет РФ по СМИ Дмитрий Захаров. – Установлено, что фонари на тепловозе горели, машинист тормозил, подал сигнал большой громкости, но он заглушился шумом отправляющегося электропоезда. Следствие сделало вывод: состава преступления в действиях машиниста не было.

Словом, выходит так, что погибшие сами виноваты. Они были неосторожны в зоне повышенной опасности – на железнодорожных путях. Родственникам погибших разъяснили, что они могут подать в суд на ОАО «РЖД», потребовать компенсации.

«СП»: – Сколько свидетелей опрошено? О чём они рассказали?

– Примерно 10 человек. Они подтвердили, что свет на тепловозе был.

«СП»: – Что сказали про звуковой сигнал?..

– Про сигнал?.. Как я уже сообщил, сигнал, поданный машинистом тепловоза, приблизительно совпал с сигналом, поданным машинистом электрички.

– Звуковые и световые сигналы отсутствовали напрочь! – утверждает свидетель трагедии на станции Линда Алексей Лебедев.

– После случившегося я сразу прибыл туда. Разговаривал с очевидцами, – рассказывает руководитель Линдовского территориального управления Николай Колесников. – Они в один голос утверждали: света не было, сигнала не было. Свидетелями этого стало большое количество людей: все они вышли из электрички и переходили через рельсы. Тепловоз ударил в «хвост» толпы пассажиров. Женщина, шедшая впереди погибших, сообщила мне, что услышала звуки, похожие на шлепки, и оглянулась. Если бы имелся звуковой сигнал – она среагировала бы на него.

Уголовное дело закрыли. Машиниста объявили невиновным. Выходит, никто за смерть этих людей не ответит.

Никто не ответил и за смерть 16-летнего жителя Самары Артёма Глазова, умершего в июле прошлого года в раскалённом от жары вагоне поезда № 128, следовавшего по маршруту Адлер – Красноярск («СП» сообщала об этой чудовищной истории 29 августа 2011 года («Душегубки на железнодорожных колёсах») и 29 октября 2011 года (Неподсудная «дочка» неподсудного «папы»). Судмедэксперты установили, что причиной смерти школьника стал тепловой удар, от которого остановилось сердце. Но следствие и тогда не отыскало доказательств виновности ОАО «РЖД».

Корреспондент «СП» решил узнать, сделало ли железнодорожное начальство хоть какие-то выводы из случившегося на станции Линда. В конце концов и неосторожных надо дополнительно предупреждать о грозящей им беде в виде приближающегося в кромешной тьме поезда. Хотя бы так, как это сделано на некоторых подмосковных станциях. На некоторых из них для пешеходов у самых шпал установлены обычные светофоры. Красный свет зажигается за минуту до того, как к перрону прибывает очередная электричка или проходящий поезд. Вряд ли установка светофоров всюду, где людям приходится шагать через рельсы, разорила бы РЖД. Но сделано ли подобное хотя бы на станции Линда?

– Не знаю, было ли там что-то предпринято для обеспечения безопасности пассажиров, – ответила представитель ОАО «РЖД» Эльвира Абдуллина.