За время пятидневной войны с Грузией ВВС РФ потеряли семь самолетов

za-vremya-pyatidnevnoj-vojny-s-gruziej-vvs-rf-poteryali-sem-samoletov

Российские Военно-воздушные силы потеряли во время вооруженного конфликта с Грузией никак не меньше семи самолетов. По последним сведениям, грузинские средства ПВО смогли в первый же день войны сбить три Су-25 и один Ту-22М3. Все эти четыре самолета, как утверждает в своей статье для Moscow Defense Brief военный эксперт Саид Аминов, были сбиты при помощи “Бук-М1”. “Причем обучение применению “Бук-М1″ грузинские военные прошли на Украине, и боевые действия грузины могли вести при контроле со стороны украинских военных инструкторов”, – заявляет автор.

Однако, как отмечает Аминов со ссылкой на неофициальные данные, Россия в ходе конфликта потеряла еще три самолета: 8 августа один Су-24МР, 10 или 11 числа – Су-24М и Су-25. Оба Су-24, предположительно, были поражены грузинскими средствами ПВО “Оса-АК/АКМ” или противозенитными ракетными комплексами, а Су-25, по ряду сообщений, стал жертвой ошибочного “дружественного огня” российских войск. Еще минимум один российский Су-25 получил попадание ракеты грузинского ПЗРК, но смог благополучно вернуться на базу. Он также не исключает, что 9 августа был сбит и российский вертолет Ми-24. По данным же российского Генштаба, в ответ было сбито три грузинских штурмовика Су-25.

Из членов экипажей сбитых российских самолетов двое (пилоты Су-24МР и Ту-22М3) попали в плен, откуда были освобождены по обмену 19 августа. “По неофициальным сведениям, еще пять российских летчиков (пилот сбитого дружественным огнем Су-25, штурман экипажа Су-24МР и три члена экипажа Ту-22М3) погибли”, – заявляет Аминов. Из этого он делает вывод, что столкновение с такой системой ПВО стало серьезным испытанием для российской военной авиации. “Тем более что, судя по всему, первоначально имела место недооценка грузинских возможностей в сфере противовоздушной обороны. При этом грузинская ПВО опиралась в основном на информацию от комплекса радиотехнической разведки “Кольчуга-М”, минимально используя активные радары, а грузинские “Буки” и “Осы” применяли тактику действия из засад, что крайне затруднило их обнаружение и уничтожение”, – цитирует статью эксперта РИА “Новости”.

По оценке же главного конструктора “ОКБ Сухого”, президента НПК “Штурмовики Сухого” Владимира Бабака, в ходе боевых действий российским ВВС противостоял очень серьезный, хорошо подготовленный, организованный и обученный противник. “Грузия создала систему ПВО на самом высоком современном уровне. В ее списке практически вся номенклатура советских комплексов и их модификаций от С-75, С-200, “Бук”, “Оса”, “Куб”, Тунгуска” до ПЗРК, – заявил он в интервью “Красной звезде”. – Фактически это был образцовый участок советской системы ПВО конца 1980-х годов, дополненный нововведениями из США, Израиля и Украины”.

Всемирно признанный авиастроитель сообщил, что в Грузии фактически состоялось боевое крещение модернизированного штурмовика Су-25СМ “Грач”, обладающего более совершенным прицельно-навигационным комплексом. “При выполнении боевых вылетов эти машины использовались ведущими, а ведомыми – Су-25, не прошедшие модернизацию, – отметил Бабак. – Все поставленные задачи штурмовая авиация выполнила. Общий вывод: для уничтожения целей на поле боя, а тем более в горной местности применение штурмовиков наиболее оптимально. Даже в отдаленной перспективе другие авиационные комплексы более эффективно выполнять такую задачу не смогут”. “Точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в полтора раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых средств поражения, – отметил конструктор. – Стало возможным бомбометание с различных видов маневра, а при навигационном бомбометании с высоты 5 км максимальное отклонение боеприпаса составило 25 метров”. “Ранее некоторые специалисты заявляли, что штурмовики могут эффективно работать только при слабой ПВО. Сегодня на таких утверждениях поставлен крест. Из боевых вылетов после повреждения ракетами комплексов ПВО на аэродром базирования вернулись три Су-25СМ, которые будут отремонтированы”, – признал Бабак, слова которого приводит АРМС-ТАСС.