19 октября вышел «Геошторм», фильм-катастрофа от продюсера Дина Девлина, многократно сотрудничавшего с отцом жанра, Роландом Эммерихом, и впервые решившего сесть в кресло режиссера. Ему удалось заполучить на основные роли Джерарда Батлера, Джима Стерджесса, Эбби Корниш и Эда Харриса.
Ничего хорошего от фильма нельзя было ожидать изначально: Девлин продюсировал и принимал участие в написании сценариев таких шедевров как «День независимости: Возрождение», «Годзилла» (1998) и всех четырех частей «Универсального солдата». Когда актеры идут в режиссуру можно ожидать, что случится некое чудо, как вышло с Иствудом, Аффлеком, Клуни, Чаплиным, Уэллсом, Ли Джонсом, Китано, Поллаком и Алленом, но продюсеры… можно ожидать «Мумию» 2017-го.
Фильм с заявленным бюджетом в 120 миллионов долларов должен был выйти еще год назад, но после показа ленты тестовой аудитории, студия развернула картину и отправила на пересъемки, что сожрало еще 15 миллионов.
Естественно, это не могло не отразиться на фильме – общая сумбурность, вырезанные целиком персонажи, постоянно меняющаяся лицевая растительность Батлера. Не знаю, как фильм выглядел до пересъемки, но она явно его не спасла. Тут можно другие смотреть фильмы 2017 года.
Кастинг тоже вряд ли получится назвать удачным. С Батлером на главной роли все непросто, в неплохих и хороших фильмах он вытягивает ее на все сто («300 спартанцев», «Рок-н-рольщик», «Геймер»), в плохих он играет как дерево, напрочь лишенное харизмы («Падение Олимпа», «Падение Лондона»). Здесь, естественно, второй случай. Воспринимать его в роли лучшего ученого планеты крайне сложно, особенно учитывая то, какие диалоги написали для этого фильма.
С Джимом Стерджессом похожая история, он отлично сыграл сложный набор ролей в «Облачном атласе», но здесь смотрится просто смазливым дурачком, абсолютно не похожим на чиновника из Белого Дома. То же самое можно сказать и про Эбби Корниш в образе охранника президента. Забавно, что у Снайдера снимались все трое. Стерджесс озвучивал персонажа в неплохом совином мультфильме «Легенды ночных стражей», Корниш играла Sweet Pea в «Запрещенном приеме».
Сюжет тут клиширован по максимуму, чтобы у вас было ощущение, что вы смотрите все фильмы-катастрофы сразу. Главный герой – ученый и инженер, который своими руками построил огромную МКС и сеть спутников системы «Голландец», которая позволяет управлять климатом по всей планете.
«Голландец» был создан для предотвращения природных катастроф: ураганов, цунами и так далее, но естественно становится их основным источником. Сначала все думают, что это просто сбой и решают послать туда одного человека. Естественно, того самого ученого-инженера, несмотря на то, что его в свое время отстранили от проекта за нарушения протокола.
Он летит на МКС и торчит там весь фильм, пока его брат (Стерджесс) бегает внизу и проводит собственное расследование. Конечно, это оказывается заговором и «Голландца» вполне умышленно используют для разрушения городов.
Шутка в том, что сама по себе идея не безнадежна. Из этого можно было сделать потрясающе масштабное и напряженное кино. Климатическое оружие – тема, практически не исследованная в кино, сама идея существования настолько могущественного инструмента, который может как спасать, так и губить миллионы жизней быстрее атомной бомбы, уже достаточно плодотворна. В умелых руках.
Но умелых рук здесь попросту нет, никто не пытается сделать качественный интересный фильм, либо просто не знает как. Персонажи с первых секунд ставятся в банальнейшие позиции, которые преподносятся ужасно скучными сценами с феерично деревянными диалогами. Ни одного живого героя (кроме, может быть, хакерши, но она персонаж третьего плана) здесь нет, все собраны из двух-трех черт, которые сами по себе способны заставить вас биться головой о стоящее впереди кресло.
Как пример гениальной работы сценаристов могу привести последнюю фразу в фильме (она ничего не спойлерит), смысл ее таков: надо помнить, что главное – верить в завтра. Верить в завтра, понимаете? И все будет окей. Не сомневайтесь, что завтра наступит. Даже если мы все умрем, а солнце взорвется, завтра все равно наступит. Видите? Вам уже легче.
Да, ясно, что от фильма катастрофы никто не ждет Шекспира, но настолько безумно скучных, шаблонных и пустых сцен я не ожидал. Как уже заметили многие критики, картина зря воспринимает себя так серьезно, это становится большой проблемой. Она зачем-то тратит время на то, чтобы раскрыть нам все семейные проблемы наших героев, которые и сами по себе – ходячие клише и проблемы их взяты из коробки «самые заезженные и примитивные тропы (Не трогать!)». Сколько времени на раскрытие таких героев такими сценами ни потрать, зрителю они ближе не станут. А вот задолбать успеют.
Еще часть хронометража отжирает Интрига. Заговор. Расследование. Так как фильм проваливается во всех попытках как-то удивить (если они были, эти попытки), интриги не выходит. То есть виноват был не Самый Очевидный Кандидат Номер Один, а Кандидат Номер Два? Вот это шок. За якобы случайностью все это время кто-то стоял и им оказывается… кто-то. Фильму наплевать, зрителю наплевать. Ничего интересного из этого сделать и не пытались, взяли первое, что попалось под руку и сказали – вот этот.
Главная часть фильма-катастрофы – зрелище коллапса цивилизации, разрушение городов, гибель миллионов, ощущение тотального отчаяния – все эти замечательные вещи. К сожалению, тут тоже ничего хорошего не скажешь.
Семейная линия и Расследование Заговора, состоящее из блеклых побегушек по офисным зданиям брата главного героя, уже съели весь хронометраж, на катастрофу времени остается не так много.
Мы видим результаты активации «Голланда» в 5-6 городах, но ничего оригинального здесь тоже не ждите, хотя климатическое оружие – концепт сравнительно новый, эффект от него до боли скучный и знакомый. Цунами, извержение вулкана – пусть и в нереальных для естественных причин локациях. Заморозка городов в стиле Мистера Фриза или огромный град – это уже посвежее, но впечатления опять же никакого не производит. Слишком быстро все это тонет в окружающем болоте банальностей.
Конечно, в фильме полно бреда. Неудобные вопросы к такой картине я в здравом уме писать попросту не взялся бы, так как просидел бы за ними полгода. Поверить в систему спутников, физически соединенных фермами в сеть над планетой и управляющих погодой, уже сложно, но это еще держится в каких-то рамках. Мгновенная заморозка из космоса целого поселения в пустыне – это уже бомба. Что может высосать из тела тепловую энергию с такой скоростью, что оно превращается в ледышку на бегу. И да, пушки того же Фриза или Мэй из Owerwatch выглядят менее бредово, так как опрыскивание жидким азотом или другим хладагентом может дать близкий эффект, но из космоса? Без какого-либо прямого контакта?
Есть и просто явные проявления лени. Нам показывают будущее, где на орбите болтается огромная МКС с искусственной, на минуточку, гравитацией (и нет, не от вращения), где существует «Голландец», где всю землю накрыли сеткой спутников, а шаттлы с мыса Канаверал вылетают сотнями, как такси.
Но когда нам показывают города, машины, компьютеры – там ничего не поменялось. Да, голофреймы вместо мобильников, но никаких летающих машин, огромных голографических реклам из «Блейдраннера» и так далее. Прогресс как-то обошел стороной обычную жизнь, хотя в реальном мире космические разработки даже на данном этапе повлияли и на развитие многих аспектов быта, те же тефлоновые сковородки, «молнии» и «липучки» (которые были изобретены давно, но популярность обрели только после применения космонавтами), солнечные батареи и беспроводные приборы. А тут – ничего. Так же снимать дешевле, хрен с ней с логикой.
Итого
Советовать этот фильм я не могу никому. Даже если вы привыкли к бредовости фильмов-катастроф, просто хотите зрелища или же вовсе пытаетесь посмотреть феноменально ужасный фильм и поржать над ним – ничего из этого не выйдет. Он просто до жути скучный и если чем и поражает, так это отсутствием таланта, усилий, желания сделать хоть что-нибудь интересное.
135 миллионов долларов бюджета тут тоже не чувствуется, картина выглядит как фильм категории «Б», графика местами сносная, местами жуткая, в 2017 на такое смотреть уже попросту незачем. Учтите, что тут много сцен болтовни, погонь и хакерства, в которых нет ничего от дорогого фильма-катастрофы, а главный герой всю картину сидит в космосе и бегает по МКС, где даже на эффекты невесомости поскупились.
Естественно, тут есть своя сцена «сделаем как в Гравитации», она теперь есть в каждом фильме, но выходит крайне убого. Аналоги из «Живого», «Марсианина» и «Салюта-7» с кувырканием в космосе и традиционным паническим цеплянием за солнечные батареи выглядели гораздо лучше.
Можно было бы сделать более серьезный научно-фантастический фильм про климатическое оружие, ведь ему достаточно повысить или понизить температуру планеты градусов на 5, чтобы вызвать экологический кирдык, от которого человечество оклемалось бы еще не скоро и далеко не в полном составе, но тогда бы в зале валились с инфарктом только климатологи, которые могут представить масштаб последствий. Ведь достаточно чуть остыть теплым течениям и уже умирают коралловые рифы, исчезает вся живность, жившая в этой экосистеме, ставится под удар экономика стран, основанная на добыче этой живности и так далее, пока в итоге не нарушается мировой баланс. Но зачем это придумывать, когда можно показать в трейлере дождь из замороженных ворон?