В глазах большинства из нас, американцев, которые с ужасом наблюдают за продвижением России по Украине, самой замечательной линией поведения для Алекса Овечкина были бы слова: «Владимир Путин не мой президент».
И все же, Овечкин в воскресенье, через два дня после того, как его «Кэпиталз» вылетели из плей-офф Кубка Стэнли, за день до вылета в Россию [повторил]: «Он мой президент».
Наследие Овечкина как бомбардира навсегда гарантированно, а после девятого сезона, в котором 36-летний игрок забил 50+ голов, даже вырастет. Хотя с вылетом «Кэпиталз» после первого же круга плей-офф четвертый раз подряд его вклад в командные успехи в лучшем случае поставлен на паузу. Но вот с его наследием вне льда ситуация с каждым днем становится все сложнее, пока Александр посещает Россию, где воссоединился со своей молодой семьей.
Почему он не осуждает действия России по отношению к Украине?
«Я уже говорил об этом», — сказал мне Овечкин в короткой беседе в воскресенье. «Что еще я могу сказать?”
В феврале, вскоре после того, как российские войска вторглись в Украину, он сказал следующее: «Не нужно больше войны, пожалуйста. Не имеет значения, кто воюет: Россия, Украина или другие страны. Я думаю, что мы должны жить в мире. Мы должны жить в мире и прекрасном мире».
Прекрасное пожелание. Но о Путине Овечкин тоже сказал: «Он мой президент, но… я вне политики».
Поэтому я спросил его в воскресенье: понимает ли он, учитывая ужасающую ситуацию в Украине, почему люди хотят, чтобы он выступил против Путина более решительно?
«Он мой президент, верно?» — сказал Овечкин. “Я русский. Что еще я могу сказать?”
Если он и не поднимает ставки, то уж точно не отступает. Это его выбор, основанный на его убеждениях? Это трудно понять.
Вот что нам известно: в 2017 году Овечкин представил свое имя и лицо в онлайн-общественном движении в поддержку Путина на (фиктивных) выборах в России в следующем году. В его аккаунте в Instagram до сих пор есть фотография улыбающегося Овечкина рядом со своим деспотичным лидером. Родители Овечкина глубоко укоренились в российской спортивной системе, его мать — бывшая олимпийская баскетболистка и чиновник влиятельного московского клуба. Его жена и двое маленьких мальчиков находятся в России.
Близкие к Овечкину люди говорят, что для капитана «Кэпиталз» осуждение Путина и его отвратительных действий могут иметь последствия.
«Это звучит правдоподобно», — сказал Брайан Уитмор, старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета и доцент Техасского университета в Арлингтоне. «Этот режим безжалостен, а Путин показал себя очень мстительным. Семья Овечкина находится в России, что может сделать их уязвимыми. Все российские спортсмены находятся в очень скомпрометированном положении, если заговорят».
Так что в итоге с аватаркой?
«Это была упущенная возможность», — сказал Уитмор, который также ведет еженедельный подкаст о делах в России под названием «Вертикаль власти». «Его голос что-то значит. Русские спортсмены в США, их голоса что-то значат. Я знаю много россиян разных профессий, которые очень активно высказываются».
Для тех, кто хочет разделить спорт и необузданную агрессию по отношению к другой стране, уже слишком поздно. Уимблдон дисквалифицировал российских и белорусских игроков, в результате чего 2-я ракетка мира Даниил Медведев пока не выходит на травяные корты. Евгений Рылов, олимпийский чемпион по плаванию, был дисквалифицирован на девять месяцев и лишился спонсорского контракта со Speedo после того, как появился на российском митинге в куртке с буквой «Z» — символом поддержки российской операции. Действия Путина повлияли на российских спортсменов в разных видах спорта, но НХЛ поддержала своих игроков. «Мы также по-прежнему обеспокоены благополучием игроков из России, которые играют в НХЛ от имени своих клубов НХЛ, а не от имени России», — говорится в февральском заявлении лиги. «Мы понимаем, что они и их семьи находятся в чрезвычайно сложном положении».
Подумайте об этом так: может быть, рискованно — или неудобно — для такой выдающейся фигуры, как Овечкин, даже заменить фотографию себя с Путиным, скажем, фотографией себя с Кубком Стэнли. Но то, с чем каждый божий день сталкивается народ Украины, куда как более неудобно.
Если семье Овечкина угрожает опасность, у него есть средства и инфраструктура — контракт, по которому ему платят 9,5 миллиона долларов в год, комфортабельный дом в США, — чтобы их перевезти. У миллионов украинцев — скажем, в Мариуполе или Буче, где спутники зафиксировали массовые захоронения, где разбомбили школы и больницы, — такой альтернативы нет. Одни из них прячутся по убежищам, другие – дерутся. Овечкин почти наверняка сталкивается с политическим давлением, масштабы которого мы, возможно, не до конца понимаем. Но сравните его с повседневным давлением, с которым сталкиваются обычные украинцы, чьи жизни разрушены. Оба давления реальны, но они не равны.
Тем не менее, то, что ждет Овечкина, когда он вернется домой, может быть пугающим. Внутренняя пропагандистская кампания Путина агрессивна и направлена на то, чтобы убедить собственный народ в том, что украинцы якобы нацисты, которые совершают гнусные преступления против самих себя, и в другую ахинею в таком же духе. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что Кремль будет подталкивать Овечкина к публичной поддержке своих действий.
Они поддерживают Украину. Поэтому они не могут поддержать Алекса Овечкина.
«Я думаю, что довольно большой подсказкой будет то, как он поведет себя дома», — сказал Уитмор.
Когда он вернется в Соединенные Штаты, тоже будет история. Вылет в первом раунде сделали межсезонье более длинным, чем того хотели бы Овечкин и «Кэпиталз», но почти наверняка этого времени будет недостаточно для урегулирования ситуации в Украине. Общественная поддержка Украины и антироссийские настроения здесь зашкаливают. Опрос, проведенный Washington Post и ABC News в этом месяце, показал, что более трех четвертей американцев поддерживают увеличение гуманитарной помощи Украине, а две трети поддерживают ужесточение санкций против России. В такой поляризованной стране как наша эти цифры говорят сами за себя.
Поэтому, когда он переключается между этими двумя мирами — миром, в котором он вырос, и миром, в котором он зарабатывает на жизнь, — Овечкину трудно не чувствовать притяжения в обоих направлениях. Мой коллега Роман Стаббс написал захватывающую статью перед плей-офф, в которой описал трудности, с которыми украинские болельщики «Кэпс» болели за хоккейного героя, который открыто поддерживает Путина. Один пример: Линн Кесслер, семья мужа из Украины.
«Меня тошнит от того, что на аватарке Овечкина в его Instagram он сам с Владимиром Путиным, — сказала она. «Это действительно так».
Это лишь пример. Она не одна.
Во время своего следующего тренировочного сбора, готовясь к своему 18-му сезону в столице США, Овечкину исполнится 37 лет. Его спросят о том, как он поднялся в списке лучших бомбардиров НХЛ за все время, потому что теперь он уступает только Горди Хоу на 21 гол и Уэйну Гретцки на 114, и на лестнице больше нет ступенек. Его спросят о реальных шансах выиграть еще один Кубок Стэнли, потому что с каждым годом он все дальше отходит от своего чемпионства и все ближе к концу своей карьеры.
Но его также следует заново спросить о его отношении к путинской войне и самому Путину. «Он мой президент» — такой ответ не устроит.
У Алекса есть лето, чтобы исследовать ужасы того, что происходит в Украине. Если он это сделает и придет к выводу, что ответственность лежит на его президенте, ему стоит подумать о влиянии, которое его высказывание (пусть даже незаметное) может оказать не только на него самого и его семью, но и на русских и украинцев. Это только укрепит его наследие вне льда в стране, где он стал звездой.