Вопрос дня: нужен ли России профессиональный футбол в условиях санкций?

Вопрос дня: нужен ли России профессиональный футбол в условиях санкций?

Практически все футбольные клубы страны содержатся за государственный счет, делая эту игру не столько большим, сколько дорогом удовольствием.

 

Депутат Госдумы Султан Хамзаев в эфире спортивного телеканала «Матч ТВ» задался публичным вопросом: «А зачем нам вообще сегодня футбол нужен? Зачем нам эта большая государственная машина?» Удивительно, что участники ток-шоу на его слова не обратили практически никакого внимания.

Кстати или некстати, но нельзя не сказать, что и в футбол пробралась политика – в рамках санкций западных стран и организаций. Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) исключил футбольную сборную команду России из участия в Лиге наций, а ведущие российские клубы – из розыгрыша Лиги чемпионов и Лиги Европы в 2022/2023 году. Для ведущих клубов это еще и потеря денег, миллионов евро. Впрочем, эти деньги не представляют значительной части их бюджетов и восполнятся за счет других средств. В основном – государственных.

Об этом и говорил депутат Госдумы, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Султан Хамзаев:

«А зачем нам вообще сегодня футбол нужен? Давайте определимся для себя. Зачем нам эта большая государственная машина? Это не частная история. 97 процентов денег в футболе – государственные. Какая цель? Чего мы хотим добиться?»

 

Отреагировал лишь один из участников ток-шоу. Надо отметить, с большим возмущением: «Откуда у вас такие данные?!» Хамзаев ответил: «Спросите у «Газпрома».

И – все. Передача шла 52 минуты. И все 52 минуты участники ток-шоу говорили, жарко спорили о чем угодно, но только не о словах депутата. Мимо пролетело.

Вот это и удивляет больше всего. Хотя вопрос вроде бы закономерный, актуальный: наши богатые футбольные клубы содержатся на государственные средства? То есть игроки там получают немыслимые с нашей точки зрения зарплаты, сопоставимые с зарплатами западных звезд, за счет налогоплательщиков? Но ведь на пресловутом Западе, футбол – частное дело, бизнес. А у нас – госбюджетное? Какие там доходы и расходы? Наши клубы приносят прибыль?

О прибыли речи нет. К тому же финансовая отчетность более чем туманная. Поступления от владельцев и спонсоров одни клубы заносят в графу «выручка», другие – в графу «иные доходы». Но ведь в любом случае это не заработанные деньги. Так, президент «Спартака», вице-президент нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун в декабре прошлого года в эфире телеканала «Россия 24» заявил:

«Содержание клуба – достаточно большое удовольствие, мы вместе с моим партнером тратим более 6-7 миллиардов каждый год, чтобы поддерживать клуб».

Его партнер – президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

А под словами «большое удовольствие» закономерно слышится «дорогое удовольствие» – так по складу русского языка, по логике фразы, логике контекста.

Отчетов о финансовом состоянии клубов у нас не было до 2019 года. И появились они только после требования УЕФА. Но весьма в обтекаемом виде. На запрос редакции РБК в пресс-службе Российского футбольного союза ответили, что будут «прорабатывать вопрос о возможном поэтапном расширении объема публично раскрываемой финансовой информации, так как вопрос требует всесторонней проработки, достижения приемлемого и консолидированного решения».

По экспертным заключениям, общий годовой бюджет только Российской премьер-лиги (РПЛ) – 58-60 миллиардов рублей.

 

Чтобы яснее представить масштабы, проведем некоторые параллели.

В 2012 году петербургский футбольный клуб «Зенит» купил бразильского нападающего Халка за 60 миллионов евро и бельгийского полузащитника Витселя за 40 миллионов. Итого – 100 миллионов евро. Халку положили жалованье, по различным сведениям, от 4 до 6,5 миллиона евро в год. Ведущие игроки клуба Кержаков и Денисов, получающие в год 2,1 и 3 миллиона евро, возмутились и потребовали поднять им зарплату до уровня бразильского легионера.

В 2013 году в России приняли программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы». Изначально заложенный годовой бюджет – 12,9 миллиарда рублей. Годовой бюджет «Зенита», самого богатого клуба РПЛ – 12,5 миллиарда рублей.

Потом годовой бюджет Программы увеличили до 36 миллиардов.

То есть годовые затраты Федеральной программы развития сельских территорий всей России были равны трем годовым бюджетам «Зенита».

«Зенит» – самый богатый клуб в РПЛ.

 

11 из 16 команд Российской премьер-лиги, содержатся, в основном, за счет региональных бюджетов. То есть живут на деньги налогоплательщиков.

Также за счет государства содержатся 20 команд Футбольной национальной лиги и 56 команд Профессиональной футбольной лиги. Они все рангов ниже РПЛ, расходов на них меньше, но все равно – деньги…

Отдельный дорогой сюжет – ведущие клубы РПЛ.

Владелец «Зенита» – государственная компания «Газпром».

Владелец «Спартака» – публичная акционерная компания «Лукойл», вторая по объемам добычи нефти в России.

Владелец «Локомотива» – государственная компания «Российские железные дороги».

Владелец «Динамо» – государственный Внешторгбанк.

Владелец ЦСКА – государственная корпорация Внешэкономбанк.