Если допустить, что в стране начнут воровать хоть немного меньше воровать, в том числе и в судостроении, сэкономленных денег хватит на несколько авианосных ударных групп с кораблями обеспечения.
Невероятно, но факт – в России всерьез заговорили о строительстве новых авианосцев для собственного ВМФ. Всерьез, в данном случае, означает лишь то, что обсуждение перешло из соцсетей, где на этот счет обычно люто спорят разного рода «эксперты», в официальные структуры. В данном случае об этом заговорил член коллегии Военно-промышленной комиссии Владимир Поспелов.
В обширном интервью, опубликованном на портале РИА «Новости», Владимир Поспелов много и довольно подробно говорит о некоторых аспектах государственной программы вооружений (ГПВ) на 2024-2033 годы, в том числе, о приоритетных направлениях развития Военно-морского флота России в указанный период. Помимо прочего, затронута им и тема возможного строительства авианосцев. И хотя сенсаций не последовало, решения строить авианосцы пока не принято, в тексте фигурируют несколько очень важных и весьма конкретных параметров, как самих возможных кораблей, так и программы в целом, которые до сих пор считаются, мягко говоря, неоднозначными.
Прежде всего, наконец-то прямо сказано, что «в рамках подготовки новой ГПВ необходимо оценить целесообразность создания авианосцев и их стоимость». Из чего можно предположить, что если целесообразность будет признана высокой, а стоимость, наоборот, приемлемой, то строительство полноценных авианосцев действительно может быть включено в программу перевооружения российского флота.
Также, впервые на таком уровне, впервые прозвучала количественная оценка – таких кораблей нам, по словам эксперта, нужно три. Речь идет о головном корабле серии, и двух серийных. Что, кстати, не говорит о том, что тремя авианосцами наш флот и ограничится – вероятно, столько кораблей может быть построено или хотя бы заложено на российских верфях в указанный период (с 2024 по 2033 годы), тогда как за пределами этой программы серия, в теории, может быть и продолжена. Однако уточним – это лишь предположение, не противоречащее словам Владимира Поспелова, но напрямую из них не вытекающее. Поэтому лучше пока ограничим свои фантазии именно тремя авианосцами.
Помимо этого, озвучен и основной параметр наших потенциальных авианосцев – водоизмещение. По словам эксперта, «он должен быть не менее 70-80 тысяч тонн водоизмещения». Ориентировочная цена строительства одного такого корабля составит, в таком случае, порядка пятисот миллиардов рублей. Правда, это, что называется, «начальная цена», которая может еще увеличиться в ходе более подробной оценки проекта.
Много ли это? Цифра, вероятно, выглядит очень внушительно, но и сроки строительства довольно значительны – для головного корабля серии это порядка десяти лет, да и для серийных они вряд ли окажутся сильно меньшими. То есть, если говорить об одном корабле, то это 50 миллиардов рублей в год, а если обо всей серии, то у нас получится 150 миллиардов ежегодно – цифра не такая уж маленькая, но, согласимся, в масштабах страны не очень и большая. Разумеется, тут возможны некоторые нюансы, потому что на разных этапах строительства финансирование будет не равномерным, но вряд ли в какой-то момент нагрузка на федеральный бюджет станет совсем уже неподъемной.
Отдельный вопрос – палубная авиация, и это тоже отмечено в интервью. Правда, речь в нем идет, преимущественно, о палубном истребителе. Согласимся – это очень важно, потому что нет смысла строить авианосцы, если базирующаяся на нем авиация будет заведомо уступать вероятным противникам и не сможет выполнять возлагаемые на неё задачи. Но верно и другое – помимо палубного истребителя, придется создавать и палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения, потому что без него боевая устойчивость авианосца, вооруженного даже самыми совершенными истребителями, вряд ли будет достаточной.
Причем, если основной палубный истребитель довольно легко можно будет сделать на базе почти готового истребителя пятого поколения Су-57, то вот самолет ДРЛО придется создавать буквально с нуля, поскольку ни у России, ни у СССР не было опыта создания подобных машин. И хорошо, если для него удастся найти нормальную летающую платформу, то есть, имеющийся «в металле» самолет, удовлетворяющий базовым требованиям и способный взлететь с авианосца и сесть на него, будучи обремененным достаточно массивной антенной локатора и мощным обтекателем. Можно предположить, что на данный момент такого самолета просто нет, и весь комплекс палубного самолета ДРЛО придется делать буквально с нуля.
Предполагается, что на новом авианосце будет значительно, по сравнению с имеющимся «Адмиралом Кузнецовым», увеличено авиакрыло. В то же время, не преследуется цели достичь показателя в сто машин и более (с учетом беспилотников), как у наших американских коллег. С учетом того, что и водоизмещение у наших кораблей поменьше, это выглядит довольно логичным.
Отдельно упомянут вопрос о строительной базе, необходимой для решения такой серьезной задачи. Отмечено, что на данный момент ни один российский судостроительный завод не в состоянии потянуть такое строительство. Но в будущем строить авианосцы указанного размера и водоизмещения можно будет на судостроительной верфи «Звезда», что в городе Большой Камень (Приморье). А после реконструкции и знаменитый «Севмаш» можно будет привлечь к решению этой амбициозной задачи. Правда, «Севмаш» считается очень загруженным предприятием, на котором держится практически вся программа перевооружения стратегических ядерных подводных сил, и необходимость привлечения этого предприятия к строительству авианосцев вызывает определенные сомнения.
В настоящий момент российские судостроительные КБ предложили уже три аванпроекта перспективных авианосцев разных типов и размеров. Что само по себе довольно симптоматично – вряд ли руководство таких серьезных организаций будет санкционировать работы над столь масштабными проектами, даже предварительные, не будучи проинформированным о том, что они могут быть востребованы промышленностью и флотом. Под указанные выше размеры подходят два из них – авианосцы «Шторм» Крыловского государственного научно-исследовательского центра, и «Ламантин» Невского проектно-конструкторского бюро.
Если оставить в стороне ТТХ предложенных проектов, а пока их просто нет в природе, как нет даже четкого технического задания от заказчика, можно отметить, что чисто габаритные характеристики кораблей вполне соответствуют основным требованиям, предъявляемым к современным авианосцам. Кроме того, в обоих случаях предполагается оснащение кораблей ядерными силовыми установками, что делает возможным использование как паровых, так и более современных, электромагнитных, катапульт. То есть, если предположить, что мы уже почти имеем готовый палубный истребитель хорошего уровня, и в состоянии решить проблему самолетов ДРЛО, то с высокой степенью вероятности мы получим мощные, современные авианосцы, способные решать любые задачи, которые могут быть перед ними поставлены.
Если резюмировать изложенное выше, у нас получится примерно следующее:
Во-первых, бесконечная говорильня по поводу необходимости или бесперспективности строительства для российского флота полноценных авианосцев кажется, наконец, заканчивается. Во всяком случае, еще никогда в новейшей истории разговор на эту тему не шел на столь высоком уровне, и не был столь предметным, как сейчас. И это весьма обнадеживает.
Во-вторых, столь же обнадеживающим является и то, что озвученная информация выглядит достаточно компетентной и даже, в некотором роде, амбициозной. То, что представители Военно-промышленной комиссии четко озвучили предполагаемый тоннаж авианосцев на уровне 70-80 тысяч тонн ставит, наконец-то, крест на бесконечном нытье наших «радетелей за народные деньги», которые вечно лоббируют строительство недоавианосцев водоизмещением 40-45 тысяч тонн, в принципе не способных нести достаточно мощное авиакрыло и решать широкий круг задач в качестве ударного корабля. Также озвученное число, а именно три штуки, предполагает, что мы получим действительно рабочий инструмент, способный проецировать силу там, где это необходимо, а не очередной «парадный вымпел» в единственном числе, необходимый только для удовлетворения тщеславия некоторых паркетных адмиралов.
Не может не радовать и то, что истребитель Су-57 действительно почти готов к несению боевой службы. Да, разумеется, создание палубной версии этого самолета потребует и времени, и средств. Но нет особых сомнений в том, что это вполне решаемая задача, и если начать прямо сейчас, то к моменту спуска на воду первого авианосца она наверняка будет решена.
В общем, как-то так получается, что дело, действительно, только в деньгах. Которых, как известно, всегда не хватает. Но если допустить, что у нас начнут хоть чуть-чуть меньше воровать, в том числе и в судостроении, сэкономленных денег наверняка хватит на несколько авианосных ударных групп. С кораблями обеспечения…