Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит 15 декабря направил президенту Украины П. Порошенко письмо, в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства».
«Нашу серьезную обеспокоенность, – говорится в послании, – вызывают многочисленные зафиксированные факты нарушений прав верующих единственной канонической Православной церкви в Украине (УПЦ МП). В первую очередь речь идет о силовых захватах храмов УПЦ… Особую обеспокоенность вызывает информация о попытках отбора у канонической Церкви двух святынь всего вселенского Православия – Свято-Успенской Почаевской и Киево-Печерской Лавр в пользу не признанной ни одной Поместной Православной Церковью мира т.н. «УПЦ Киевского патриархата».
Поводом к заявлению болгарского патриарха послужил очередной выпад нынешних киевских властей – сообщение о том, что петиция от 7 декабря с.г. на сайте Киевской городской госадминистрации (КГГА) с требованием передачи Киево-Печерской лавры в «Киевский патриархат» «за 3 суток набрала более 13 тысяч голосов». Текст «петиции» таков: «Учитывая антиукраинскую, меркантильную, порой враждебную Украине позицию большинства священников УПЦ Московского патриархата и лично предстоятеля УПЦ Московского патриархата Онуфрия, казначея Киево-Печерской лавры епископа Варсонофия, просьба рассмотреть возможность проведения сбора подписей общины города с целью перевода Успенской Киево-Печерской лавры из Московского в Киевский патриархат».
Тест, как мы видим, абсолютно клеветнический. Сочинил его некий чиновник-песенник директор департамента издательского дела и прессы Госкомтелерадио Украины А.А. Кононенко. О мировоззрении этого деятеля говорит немудрёный факт: в своей детской книжке «Козацька абетка» («Казацкий букварь»), размещённой в сети Интернет, слово «Бог» он пишет со строчной буквы. Совершенно очевидно, что здесь мы имеем дело с заказом киевских властей, нацеленным на разжигание религиозной ненависти. Очередной очаг напряжённости властям необходим для отвлечения внимания народа от той катастрофы, в которую они ввергли Украину.
Вскоре выяснилось, что пресловутые «13 тысяч голосов» – фальшивка, плод компьютерного мошенничества. Механизм «сбора» подписей раскрыт и описан на сайте Синодального информационного отдела УПЦ. О компьютерной подтасовке сообщили пользователи Интернета, «которым на электронную почту приходила рассылка с просьбой подтвердить подписание упомянутой петиции. Когда же пользователи открывали ссылку с целью узнать ее содержание или отказаться от подписания – автоматически получали следующее уведомление о том, что их голос засчитан в поддержку петиции. При этом не происходило никакой регистрации подписантов; достаточно было нажать активную ссылку в полученном письме».
Эта технология хорошо известна спамерам и телефонным жуликам. Тем не менее фальшивка, как сообщает сайт Киевской городской рады, уже «направлена на рассмотрение» этой самой рады. Несложно предугадать, какое решение может вынести нынешняя городская власть, а затем и Верховная рада, если события будут развиваться по их сценарию, без огласки, без учёта позиции мирового Православия.
О реальности угрозы захвата Киево-Печерской лавры говорят многочисленные факты. Первая попытка предпринималась в 1992 году, в момент начала «филаретовского раскола», когда националисты захватили на Украине немало храмов, в том числе и величественный кафедральный Владимирский собор в Киеве. Следующая попытка – февраль 2014 года, сразу же после переворота. Ещё одна угроза возникала в июле 2015-го. Всякий раз на защиту своей святыни собирался православный народ. Напряжённые ситуации не раз возникали и на западе Украины, в том числе в связи с угрозами захвата националистами Почаевской лавры.
В связи с «киевской петицией» с содержательными и яркими открытыми письмами к мировому Православию – и шире – к мировому сообществу обратились 11 декабря наместники Свято-Успенской Почаевской лавры митрополит Почаевский Владимир и Свято-Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений.
Почаевский владыка, в частности, замечает, что «на востоке Украины до сих пор не закончилось кровопролитие. Однако все чаще возникает впечатление, что кому-то нужна нестабильность и здесь, в центральной и западной части нашей многострадальной Родины, раздор на религиозной почве…». Митрополит Владимир напоминает, что «страшнее религиозной или межконфессиональной – войн нет!..» Говоря о захватчиках церквей, он констатирует: «Называя себя христианами, они не чураются грабежа и захвата чужого. Более того, применяют силу по отношению к верующим УПЦ, клевещут и распространяют ложь. Понятно, что это всё ничего общего с Христом не имеет…» По сути, «те, кто требует отдать Киево-Печерскую Лавру раскольникам, желают снова вернуть нашу Украину в междоусобные войны, вырвать ее из сообщества Православных Церквей и превратить ее в дикую и нецивилизованную страну…».
Митрополит Святогорский Арсений, пребывая в зоне АТО, в свою очередь мужественно отмечает: «Участились случаи не только захватов, но и осквернений, поджогов и грабежей православных храмов. Причем, делают это не иноверцы и не язычники, а те, кто сами называют себя «христианами». Делают это, прикрываясь псевдорелигиозными лозунгами и политической целесообразностью. Всё это до боли напоминает слова Господа нашего Иисуса Христа: «Но придёт время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он службу совершает Богу» (Ин. 16, 2). По-видимому, такое время уже пришло».
Заметим, что вызов, брошенный Православию киевскими чиновниками, никакой юридической силы иметь не может. По Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», принятому в 1991 году, с учётом последующих поправок, «самовольный захват культовых зданий или присвоение культового имущества не допускается» (статья 17), а «право собственности религиозных организаций охраняется законом» (статья 18). При этом мы видим, что захваты в действительности происходили, но никто ответственности за это не понёс. Поэтому так важно мнение Болгарской Православной Церкви. Как известно, БПЦ преодолела инспирированный «демократическими властями» церковный раскол, длившийся 20 лет, с 1992 по 2012 год. Раскол был преодолён на основании канонических установлений Церкви. «Демократов-раскольников» мировое Православие не признало, как не признаёт и украинских националистов-раскольников, так называемый «киевский патриархат». Единственной канонической Православной Церковью на Украине является Украинская Православная Церковь Московского патриархата, каноническая территория которого волею каких бы то ни было временщиков изменена быть не может.
Болгарский Патриарх Неофит, выразив чёткую позицию по поводу сценария, разработанного для отнятия православных святынь, указывает, что реализация замысла властей приведёт не только к дестабилизации ситуации на Украине, но и к тому, что «сделает невозможным для православного епископата, духовенства и верующих из других стран посещение упомянутых Лавр» – с раскольниками нет евхаристического и молитвенного общения.
Голос Болгарии призывает украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».
Мы вправе ожидать, что в защиту святынь Православия на Украине выступят представители и других поместных церквей, может быть и всего мирового Православия.
Олег БИБИКОВ
Источник: