В МГУ на Ленинских горах начался ремонт. Уникальные детали интерьера заменяют новыми конструкциями. Инициаторы перемен утверждают, что это пойдет на благо студентам и преподавателям. Тем временем, петиция «Остановите уничтожение исторических интерьеров МГУ!» набрала более 30 тысяч голосов.
Казалось, над главным зданием МГУ время не властно. По количеству подлинных, исторических элементов обстановки и отделки в Москве сложно найти более цельный ансамбль. Аудитории «высотки» на Ленинских горах помнят лекции академиков Колмогорова и Александрова, «русского Дарвина» Карла Лурье, изобретателя первого советского антибиотика Георгия Гаузе. В годы расцвета сталинского ампира было принято украшать здания различными элементами декора. Для оформления интерьеров главного здания МГУ были привлечены лучшие советские архитекторы и скульпторы того времени – Вера Мухина, Георгий Мотовилов, Александр Дейнека. Статус памятника истории и культуры регионального значения, казалось, должен был гарантировать университету неизменность каждого уголка. Но капитальный ремонт распорядился иначе.
Эти аудитории помнили великих отечественных ученых, преподававших в МГУ. Фото: Mash.
Все началось с полного демонтажа в Большой Биологической аудитории и в других помещениях на биологическом факультете, а продолжилось в аудитории 01 и помещениях механико-математического факультета, расположенных в Главном здании МГУ. «Все это привело к фактическому уничтожению подлинных исторических интерьеров учебных аудиторий 50-х годов с сохранившейся мебелью и отделкой, выполненной из карпатского дуба и бука. Они полностью входят в предмет охраны комплекса зданий университета, являющегося памятником истории и культуры регионального значения, и подлежат обязательному сохранению. Их варварское уничтожение является уголовным преступлением и не может быть предметом государственных контрактов. Тем не менее, именно это сейчас и происходит одновременно в нескольких корпусах на Ленинских горах», – говорится в петиции «Остановите уничтожение исторических интерьеров МГУ!».
На ремонт и «реставрационные работы» в главном здании МГУ было выделено из бюджета более 750 000 000 рублей. 11 августа 2020 года был оформлен акт госэкспертизы на реставрацию аудиторий № 1408, № 1610, № 1624. Заказчик экспертизы – строительная компания АО «Ренессанс-Реставрация». Кстати говоря, в этом акте вполне корректно обозначена методика реставрации с сохранением всех подлинных элементов. Согласно материалам, опубликованным на сайте госзакупок , победителем тендера на подряд по ремонту в МГУ стала компания ООО «Кромсервис» с уставным капиталом в 20 тыс. рублей. У этой компании много впечатляющих заказов. Но обращает на себя внимание один: по удивительному стечению обстоятельств именно «Кромсервис» причастен к проекту реставрации печально известного кузнецовского Дома фарфора. Последствия этой «реставрации» вызывают массу вопросов.
Но самое интересное в другом: в техническом задании, приложенном к тендеру, в разделе требований к выполнению работ странным образом отсутствует пункт о сохранении уцелевших лаковых покрытий деревянных деталей, а также о реставрации мебели и изделий из массива дуба. Кроме того, в документе не прописана детально методика реставрации деревянных деталей. Видимо, это и развязало руки подрядчику.
«Обозначенные в этих ведомостях работы не имеют ничего общего с тем, что описано в методике техзадания проекта и прямо противоречат им. Тем не менее, проект вместе с этими ведомостями в нарушение действующего законодательства прошел историко-культурную экспертизу и согласование Департамента культурного наследия», – пояснил «НИ» выпускник МГУ, активист Архнадзора Никита Иноземцев.
Уникальную дубовую мебель из аудиторий главного здания МГУ представители Архнадзора обнаружили не в реставрационных мастерских, а на ближайшей помойке. Фото: Mash.
«Дубовая мебель делалась на заказ под размер конкретных аудиторий МГУ. Но из аудиторий биологического факультета мебель эту выбросили прямо на помойку, этот факт был зафиксирован. Заменить эту историческую мебель планируют на изделия из ДСП, уникальный паркет заменит дешевый ламинат», – пояснила «НИ» сотрудник географического факльтета МГУ, градозащитник Елена Петрова.
Проектная документация касалась каждой аудитории. Все, что было связано с предметами охраняемого памятника, должно было быть воссоздано и отреставрировано в идентичном виде. Однако подрядчик вместо этого пошел по примитивному пути – просто уничтожил все, что было раньше. До основанья, как принято. Так проще и быстрее.
Вместо восстановления согласно проекту и ТЗ паркет попросту сняли. Фото: Mash.
«Все это идет абсолютно в разрез с проектной документацией. Например, паркет должен был быть сохранен с воссозданием по историческому рисунку. Для этого нужны были укрепление, шлифовка. Дорогостоящие и продолжительные работы. Но ведь это время и деньги. Или мебель профессорско-преподавательского состава. Это же фактически музейные экспонаты, ее надо было по проекту воссоздавать, реставрировать с сохранением исходного материала. В результате и появилась так называемая «дефектная ведомость», в которой можно увидеть таблицу со сметой работ. Эти работы не соответствуют ни техническому заданию, ни методике проекта», – поясняет Никита Иноземцев.
Ремонт в МГУ, если покопаться в деталях, вообще полон странных закономерностей. К примеру, к подписанию актов Государственной историко-культурной экспертизы по аудиториям «высотки» причастна эксперт Ольга Замжицкая, которая недавно буквально приговорила к сносу флигель усадьбы Демидовых XVIII века, расположенный на Мясницкой улице. Проектная документация по капитальному ремонту МГУ была согласована первым заместителем руководителя и главным инспектором Департамента культурного наследия города Москвы Сергеем Михайловичем Мирзояном. И тут возникает логичный вопрос к Департаменту культурного наследия Москвы. Как стали возможны полный демонтаж и переделка исторических аудиторий, которые являются частью объекта культурного наследия? «НИ» попросили дать пояснение на этот счет руководство Департамента культурного наследия Москвы. Приводим ответ Мосгорнаследия полностью.
Примечательно, что в конце руководство департамента все же признает:
«Действительно, изначально на площадке при проведении работ был беспорядок. Речь идет о демонтированных поздних интерьерах 1970-х годов. В связи с этим был наказан подрядчик. Также Мосгорнаследие в адрес МГУ направило предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия».
Однако, выпускники исторического факультета МГУ и градозащитники усомнились в правдивости утверждения Мосгорнаследия насчет демонтажа исключительно «поздних интерьеров 70-х». «В документации указано, что мебель и предметы интерьера датированы пятидесятыми годами 20 века, там нет упоминания о мебели и частях интерьера 70-х, которые, разумеется, ценности не представляют. Везде утверждается, что ремонта в зданиях главного здания МГУ не было с момента основания, с 50-х годов прошлого века. Откуда вдруг взялись «интерьеры 70-х»? К тому же мы недавно обнаружили на помойке именно ту самую, старую дубовую мебель 50-х», – утверждает градозащитник Никита Иноземцов.
В роли заказчика скандальной реконструкции выступал Московский государственный университет. Мы обратились в ректорат МГУ с запросом о причинах столь небережного, мягко говоря, отношения к историческим интерьерам. Ответа на момент публикации мы не получили. Телефонов, по которым можно было бы связаться с сотрудниками ректората или пресс-службой МГУ, на официальных интернет-ресурсах нет. Просто какая-то сверхсекретная организация! Если ответ все же поступит, мы непременно опубликуем.
Пока же на странице пресс-службы МГУ в Фэйсбуке можно прочесть :
«В МГУ работает программа капитального ремонта. Недавно был отреставрирован актовый зал главного здания, обновляются комнаты общежитий. Сейчас начался ремонт аудиторий». И прикреплен сюжет “Вестей”, в котором профессора и реставраторы прочувственно убеждают зрителей в том, что дубовые панели, бронзовые светильники 1953 года будут сохранены, а также будет соблюдено «полное историческое соответствие».
«Эти аудитории пронизаны духом времени, но со временем паркет прогнил, потолок потрескался. Грохот от парт, и это 6 пар в день, 6 дней в неделю», – посетовал на камеру один из преподавателей.
В социальных сетях оценки капремонта в «высотке» МГУ неоднозначны.
Алексей Бирюков (слева) на заседании ректората МГУ.
Людмила Балаева : “Прокрустово ложе”, а не скамейки…после лекции все болело».
Антон Бакунцев : «Актовый зал отреставрировали очень пристойно – с учетом особенностей стиля «первоисточника», который лично мне совсем не по вкусу. А что, пардон, ценного в мебели ГЗ? Я 2,5 года жил в тамошнем общежитии, в комнате, обставленной той, «исторической» мебелью, и никакой ностальгии по ней не испытываю. Мебель как мебель, ничего особенного. Лично я кардинально обновил бы интерьеры в ГЗ. Так, чтобы было и качественно, и красиво. И чтобы соответствовало уровню крупнейшего вуза страны».
Ольга Суслова: «Университет существует в первую очередь для студентов и преподавателей. Если новая мебель сделает учебный процесс комфортнее, пускай меняют».
Но среди комментариев сотрудников и выпускников МГУ есть и другие мнения .
Юлия Румянцева: «За всем этим младший брат вице-мэра Петра Бирюкова – погуглите…Просто – деньги, и больше ничего».
Мы решили выяснить, кто же персонально может являться инициатором скандального ремонта в МГУ. Ведомости, предполагающие демонтаж предметов охраны МГУ, подписаны главным инженером МГУ Виктором Грачевым. Именно он, кстати, на встрече со студентами биофака в качестве примера отреставрированной мебели продемонстрировал парту из ДСП. Наверняка владеет ситуацией с капремонтом, а возможно, и руководит этим по долгу службы недавно назначенный на должность проректора МГУ руководитель управления капитального строительства, ремонта и инфраструктурного развития университета Алексей Павлович Бирюков – брат всесильного и несменяемого руководителя департамента ЖКХ Москвы Петра Бирюкова.
Судя по всему, в связи с приходом этого управленца в МГУ настал период «улучшения» и «похорошения». Вот только жаль, что сотни миллионов бюджетных рублей уходят не на учебные и исследовательские проекты, а на неоднозначные строительные работы, которые допускают «беспорядок» в демонтаже интерьеров.