Система «Платон» уже две недели занимает верхние строчки новостей в Интернете, ввиду протестов дальнобойшиков против подобного оброка. Я поддерживаю их протест, поскольку полагаю, что при желании собрать дополнительные деньги на ремонт автодорог, государство имело целый ряд возможностей сделать это менее болезненно и без выделения доли для семейства Ротенбергов.
Нам озвучено, что система «Платон» будет собирать примерно 40 млрд руб. в год, из которых 10 млрд будет отдано на ее же обслуживание. Я допускаю, что деньги на дороги действительно нужны, но можно ли было сэкономить эти 10 миллиардов и как?
Во-первых, можно было повысить акцизы. Этот налог прекрасно администрируется и его изменение не требует никаких дополнительных расходов. От слова «совсем». Но и украсть на этом нельзя. К сожалению, я не нашел отдельную статистику по акцизу именно на дизтопливо, но общая сумма собранных государством акцизов составила в 2014 году 999 млрд руб. (почти триллион!), в том числе акцизов на нефтепродукты — 37% (369,63 млрд руб.). Повышение акцизов на 4% дало бы те же самые 40 млрд без необходимости выделять 10 млрд на их сбор. Да, в этом случае сумма размазалась бы не только на водителей, но и на курильщиков, потребителей алкоголя и других потребителей подакцизных товаров. Но! Эта сумма в любом случае размажется на нас всех, только в виде повышения не акциза, а стоимости доставки. Разницы — никакой.
Напомню, что акциз на дизельное топливо в 2015 году составляет 3450 руб. за тонну (3,45 руб. за литр), а с 2016 года он будет повышен до 4150 руб. за тонну (4,15 руб. за литр). Таким образом, с нового года акциз на солярку вырастает на 0,7 руб. за литр, а если бы его повысили еще на 4% (вместо системы «Платон»), то повышение должно было бы составить еще 14 копеек за литр.
Повышается с нового года и акциз на бензин: если в 2015 году акциз на бензин класса 5 составлял 5530 руб. за тонну (5,53 руб. за литр), то в 2016 году он вырастет до 7530 руб. за тонну (7,53 руб. за литр), то есть следует ожидать роста цены на бензин этого класса минимум на 2 рубля за литр. Но почему-то об этом все молчат, не понимая, что стоимость доставки в новом году вырастет не только на стоимость «Платона», но и на эти самые акцизы.
Следует отметить, что с 2015 года акцизы были снижены, чтобы не пугать народ слишком резким повышением цен на топливо: для сравнения в 2014 году акциз на дизтопливо составлял от 4767 до 6446 руб. за тонну (от 4,77 до 6,45 руб. за литр), а на бензин — от 6450 до 11110 руб. за тонну (от 6,45 до 11,11 руб. за литр). Однако, на общей сумме собранных акцизов это не отразилось: если за 7 месяцев 2014 года было собрано акцизов на 561 млрд руб., то за аналогичный период 2015 года — 573 млрд руб., то есть, их собираемость даже выросла.
Во-вторых, существует транспортный налог, который привязан к мощности транспортного средства. К примеру, транспортный налог на зарегистрированный в Москве тягач мощностью 450 л.с. составляет 31500 руб. в год. Что сложного в повышении транспортного налога отдельно для тяжелых грузовиков? Однако, транспортный налог для сбора дополнительных 40 млрд руб. придется повышать практически в 2 раза (точно посчитать невозможно, поскольку сумма для разных регионов различается). Тем не менее, для владельца грузовика он более прогнозируем, оплачивается по итогам года, сумма известна заранее, бюрократических и технических проблем при администрировании нет, дополнительных расходов на администрирование не требуется. Единственным минусом является, что могут пострадать те, кто имеет грузовик в собственности, но им не пользуется.
В-третьих, можно использовать уже установленные на грузовиках тахографы для определения пройденного километража и начислять налог по их показаниям. Это тоже не требует никакой системы «Платон», и намного легче администрируется.
В четвертых, можно было повысить и размер единого налога на вмененный доход, который в большинстве уплачивают перевозчики, что тоже не повлекло бы дополнительных расходов на администрирование налога.
Нам рассказывают, что без системы «Платон» никак не обойтись. Основной довод Правительства РФ заключается в том, что фуры разбивают дороги и должны платить больше. Не будем спорить, чем тяжелее нагрузка на ось, тем больше вреда причиняется дороге. Вроде бы логично. Но давайте посчитаем. Представим сферическую «фуру в вакууме», со средним весом с грузом в 20 тонн. Фура имеет 16 колес, по которым распределяется ее вес. Разделив 20 тонн на 16 колес, получаем нагрузку на дорогу от одного колеса в 1250 кг. С другой стороны, возьмем в пример легковой автомобиль: например, УАЗ Патриот. Его масса с грузом составляет 2690 кг. Но у него только 4 колеса и при распределении этой массы мы получаем нагрузку в 672 кг на колесо. Мне одному кажется, что выявленная разница в 1,86 раза несколько противоречит утверждениям о том, что один грузовик причиняет вреда дороге, как 20 тысяч легковушек (и я даже слышал версию про 90 тысяч)? Конечно, расчет очень грубый и в реальности нагрузка на ось будет распределяться неровно (и груза может быть больше), но даже если разделить массу фуры на массу легковушки, мы не получим никаких десятков тысяч раз разницы.
При проектировании федеральных автодорог (I и II категории) максимальная допустимая нагрузка на ось автомобиля должна составлять 11,5 тн. Таким образом, для дороги, построенной с соблюдением действующих норм, нагрузка в 2500 кг на ось — абсолютно несущественна. Конечно, попадаются и автомобили с перегрузом, да и разрешенная нагрузка на ось может быть выше, но для перегруза и так установлены штрафы, которые, по идее, должны компенсировать причиненный вред. А если нагрузка на ось находится в допустимых пределах, то рассчитанная на это автодорога повреждаться не должна (повреждение — это не естественный износ).
Собственно, исходя из собственного опыта (а езжу я много), я могу с уверенностью отметить, что колейности от фур практически не бывает. Если замерять колею на автодороге, то она будет соответствовать колесной базе легкового, а не грузового автомобиля. Да и как можно объяснить колею в крайней левой полосе МКАД (которую любой желающий может понаблюдать прямо сейчас), по которой грузовики не ездят вообще, а ширина этой колеи также соответствует ширине колесной базы легковушки?
Таким образом, введение системы «Платон» я могу объяснить только желанием прокормить семейство Ротенбергов, другого логичного объяснения устроенному безобразию я не вижу.
Станислав Щербаков
Источник: