Одним из способов контроля государства над коммерческой сферой является обязательное лицензирование некоторых видов предпринимательской деятельности. В основном это те виды деятельности, нарушения при проведении которых могут принести значительный вред экономическим и социальным интересам государства или отдельных потребителей. Торговля алкоголем и табаком тоже в «группе риска», а потому продавать такие товары можно только при наличии лицензии. Раз так, сегодня мы с вами поищем ответы на самые первые вопросы, которые возникают вместе с решением торговать «лицензионными» товарами: когда нужна лицензия, сколько она стоит и как ее получить, сколько нужно лицензий при наличии нескольких торговых точек и т. д. Итак, начинаем!
Лицензирование розничной торговли* алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется по Закону № 481. Согласно ч. 12 ст. 15 этого Закона розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется субъектами хозяйствования всех форм собственности, в том числе производителями, при наличии у них лицензии.
* Лицензированию подлежит как оптовая, так и розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями. В то же время количество розничных продавцов значительно превышает число оптовиков, поэтому сегодня мы подробно остановимся на нюансах лицензирования именно розничной торговли. Мы поможем с алкогольной лицензией, вернее с ее получением.
К табачным изделиям, реализация которых требует приобретения лицензии, относятся (ст. 1 Закона № 481): сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюханья, сосания или жевания.
Нарушение требований Закона № 481 и «безлицензионная» розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями ничего хорошего для предприятия не сулят. Штрафные санкции за эти нарушения установлены абзацем пятым ч. 2 ст. 17 Закона № 481 и составляют ни много ни мало 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн.
Кстати, по разъяснениям налоговиков, под термином «полученная партия товара» нужно понимать совокупность единиц продукции одного или нескольких наименований, отгруженных или полученных по одному товаросопроводительному документу (см. консультацию в подкатегории 115.06 БЗ).
Кроме того, штрафными санкциями чревата и розничная торговля алкогольными напитками через РРО (КУРО), не указанный в лицензии. За это предприятию грозит штраф в размере 200 % стоимости реализованной через РРО (КУРО) продукции, но не менее 10000 грн. (абзац шестой ч. 2 ст. 17 Закона № 481).
Заметим, что, по разъяснениям налоговиков, перечисленные штрафные санкции подпадают под определение административно-хозяйственных санкций. Это означает, что такие штрафы могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня его совершения (подкатегория 115.06 БЗ).
Вывод налоговиков весьма приятен для субъектов предпринимательства, однако, на наш взгляд, он противоречит требованиям ч. 2 ст. 250 ХКУ. Там говорится, что действие этой статьи (о сроках давности по административно-хозяйственным санкциям) не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых установлены НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы доходов и сборов. А ведь в нашем случае контролируют соблюдение правил лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а также налагают финансовые санкции на нарушителей как раз органы ГФСУ и ГУ ГФСУ (ст. 16 Закона № 481).