Пора вводить статус политбеженца: как спасти украинцев

83b8f389fe75dc60f0aa5fe9d15216d2

В первый день ноября закончился льготный режим пребывания на территории России граждан Украины. Теперь в течение месяца им настоятельно рекомендуется определиться со своим правовым статусом пребывания, то есть пойти в органы ФМС и встать на учет.

Исключение по-прежнему делается для прибывших в экстренном порядке из ЛНР и ДНР. Нововведение всполошило общественность и СМИ. В настоящее время на территории РФ находится порядка 2,6 млн. граждан Украины, включая более 1 млн человек с юго-востока. По правилам, находиться без постановки на миграционный учет в России иностранные граждане могут 90 дней из 180 без выезда за границу РФ. До 1 ноября в отношении граждан Украины действовал льготный режим безвизового пребывания, который продлевался по распоряжению властей до 31 октября включительно. С 1 ноября украинцы вернулись в равное с остальными иностранцами положение. Теперь, чтобы вернуться в Россию на следующие 90 дней, им нужно 90 дней пожить на родине. Или определиться с правовым статусом.

Выбрать цель

Что значит — определиться с правовым статусом? Это значит прийти в орган миграционной службы и встать на учет с указанием цели пребывания. Это может быть статус беженца, разрешение на временное проживание (РВП) с последующим получением вида на жительство и, наконец, гражданства. Но, как показала практика, далеко не все вынужденные переселенцы с Украины готовы отказываться от своего украинского паспорта ради статуса беженца — ведь там, откуда они бежали, осталось их имущество, родные и близкие. К тому же, получение РВП и статуса беженца жестко ограничено региональной квотой. В Москве действует квота в размере двух тысяч человек, а в Московской области — девяти тысяч человек: в пределах этих-то квот в 2015 году УФМС Москвы и МО и выдавали РВП. Эти цифры каждый год утверждаются правительством РФ. Причем квоты эти распространяются не только на граждан Украины, но и на всех иностранных граждан, прибывающих в Россию.

Если мигрант все-таки хочет получить РВП, ему следует встать на учет в миграционной службе с указанием в миграционной карте цели пребывания — работа или учеба (для очной формы). В конце концов, чем-то же ему придется здесь заниматься, если он хочет здесь жить более 90 дней…

По данным ФМС, с апреля 2014 года в миграционную службу за временным убежищем или статусом беженца обратились 404 тыс. человек, за разрешением на временное проживание — 265 тысяч. Впрочем, обратились — не значит, что получили заветные документы.

Чем ФМС не угодила

Как только льготное пребывание для граждан Украины отменили, журналисты и общественники сразу нашли массу примеров из реальной жизни украинских беженцев, когда их чуть было не выдворили или вот-вот выдворят из страны по истечении срока их безвизового пребывания, прямиком в лапы СБУ.

«Речь идет о тысячах людей, — отмечает член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко. — В гражданской войне на Украине приняли участие десятки тысяч людей. Против тех, кто принимал участие в Русской весне, на Украине заведены уголовные дела. В случае пересечения границы с Украиной многие из них будут просто арестованы и брошены в застенки СБУ. За год боевых действий там погибло восемь тысяч человек, и уровень ожесточения там очень высокий».

Правозащитник считает, что в России надо вводить статус политического беженца. Он высказал мнение, что переселенцы из подконтрольных Киеву регионов Украины нуждаются в укрытии на российской территории больше, чем беженцы из ЛНР и ДНР. Как член СПЧ он собирается передать президенту соответствующее письмо.

«Проблема в том, что те люди, которые занимались политикой и находятся в России как вынужденные политические эмигранты, такого статуса просто не имеют, — говорит Шевченко. — Мы знаем о неоднократных политических убийствах, произошедших за истекший год: политиков, журналистов, — и убившие их силы не собираются разоружаться. Я считаю, что Россия должна предоставить политический статус политическим беженцам, кто находится в России не вследствие своего выбора, а вследствие политических причин. Независимо от того, нравится нам это или не нравится, цивилизованное государство должно предоставлять политические убежище людям, которые ищут у него покровительства. Евросоюз, США предоставляют статус политического беженца, в РФ этот статус не применяется».

Но самое безобразное то, что даже к родственникам в Москву украинцам перебраться не дают. «К родственникам сюда смогло перебраться лишь 10 тысяч человек! — заявляет журналист Владислав Шурыгин. — Почему так мало? Потому что российские законы ограничивают право на получение гражданства родственными связями «вертикальной» лестницы прямого наследования: родители—дети, муж—жена. Всё! Уже племяннику к дяде/тете путь закрыт, внуку к бабушке запрещено! Не говоря уже о бабушке к внуку».

Как перевезти сюда украинскую бабушку

Мы решили проверить, как работают новые правила для родственников москвичей, приезжающих в Москву с Украины. Допустим, корреспондент Федерального агентства новостей, живущий и прописанный в Москве, хочет забрать из Черкасской области (это не юго-восток) Украины родную бабушку к себе, на длительный срок или навсегда — это уж как получится. Что для этого нужно, и как будут развиваться события? Чтобы узнать это, мы позвонили на горячую линию УФМС Москвы.
Оказалось, что наша бабушка спокойно встанет на миграционный учет (получит талон-уведомление с адресом пребывания) и в течение полугода получит РВП (разрешение на временное пребывание) вне установленной квоты. Дальше все на общих основаниях — через три года у бабушки появится возможность получить вид на жительство, через пять лет после этого — российское гражданство.

А как быть бабушке с медицинским обслуживанием в России? Сможет ли она закрепиться в районной поликлинике и получать бесплатное медицинское обслуживание по ОМС? И что делать с пенсией? Тем более что бабушка наша имеет льготы и как советский ветеран труда, и как ребенок, угнанный во время войны на принудительные работы в Германию… Но на этом компетенция УФМС Москвы заканчивается. В Пенсионном фонде нам ответили, что до тех пор пока бабушка не получит в России вид на жительство (через три года, как минимум), она российскую пенсию получать не сможет. А до этого времени, собираясь в Россию, бабушке придется с местным (в Черкасской области) пенсионным фондом решать вопрос, как можно переводить пенсию из Украины на ее новый российский счет.

Живите по закону, и будет вам счастье

За полтора года действия в России мягкого миграционного режима для граждан Украины наша страна приняла миллионы украинских мигрантов. Среди них немало и сторонников Евромайдана и даже участников АТО, которые по старой привычке приезжают в Россию на заработки, комментирует ситуацию в беседе с корреспондентом ФАН вице-президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Ирина Алкснис. «Позиция российской власти вполне логична: полтора года — достаточный срок, чтобы определиться со своим будущим. Тем людям, которые решили связать свою дальнейшую жизнь с Россией, пора начать процесс натурализации по той или иной процедуре, если они еще этого не сделали. Тем же, кто планирует и дальше оставаться гражданином Украины, у России нет никаких оснований предоставлять какие-то преференции (учитывая текущую политику украинского государства)».

Эксперт признает, что процесс натурализации в России действительно непрост. Есть ряд бюрократических тупиков, до которых у чиновников так и не дошли руки за эти полтора года. «Проблема с невозможностью для граждан Украины воспользоваться облегченной процедурой получения гражданства по программе носителей языка действительно есть. В то же время, есть программа «Соотечественники», которая эту возможность предоставляет, и ею уже успешно воспользовались тысячи украинцев, — говорит Алкснис. — Но у нее есть особенность: она действует в не самых привлекательных для мигрантов регионах. Стремление людей попасть в самые благополучные регионы России понятно. Но стоит понять и государство, которое пытается параллельно решать десятки задач: от преодоления бушующего экономического кризиса до пополнения людьми стратегически значимых регионов, где имеет место нехватка населения. Поэтому приезжие, которые становятся в позу «хочу в Москву», действительно вызывают раздражение у россиян. И небезосновательно».

Безусловно, есть и отдельная, «острая» категория беженцев — опаленных войной за независимость Луганской и Донецкой народных республик, а также замеченных в политических протестах в подконтрольных Киеву регионах Украины. Проблемы с легализацией в России у них возникают по разным, порой весьма банальным причинам.

«Я с политическими беженцами с Украины соприкасаюсь все последние полтора года и хочу сказать следующее: это весьма сплоченная община, которая имеет серьезную группу поддержки среди российских активистов и заметных общественных фигур, — отметила Ирина Алкснис. — Я лично была свидетелем, как несколько раз по разным поводам они били во все колокола, использовали все возможные связи как на Украине, так и в России, и улаживали очень сложные ситуации с российскими компетентными органами, чтобы не допустить выдворения людей на Украину. Но должна заметить, что зачастую причиной этих «сложных ситуаций» были сами политические беженцы, которые своим легкомысленным отношением к документам и закону (к государству, в целом) доводили свои проблемы до края».

Екатерина Чалова

Источник: politobzor.net