Столичная энергосистема легко выдержит дополнительную нагрузку, однако создать инфраструктуру для зарядки электромобилей в густонаселенных районах будет очень сложно.
По последним опросам, уже более половины россиян мечтают пересесть с обычных автомобилей в электрические, а, к примеру, уже в 2035 году вся Европа будет ездить на электромобилях. Готова ли к этому Россия? Или хотя бы Москва? Автоэксперт Петр Шкуматов задался в своем блоге вопросом: выдержит ли энергосистема Москвы тотальную замену всех авто с ДВС на электромобили?
«Для того, чтобы это понять, давайте для начала посчитаем средний пробег в Москве исходя из объемов продаж газомоторного топлива. Считать буду грубо и округленно, это не научная работа.
В Москве продается в год топлива на ~200 млрд рублей +-. Разделим на 50р/л (так проще делить) и получим, что это 4 млрд литров или 40 млрд км пробега при расходе 10л. В Москве 5 млн автомобилей, следовательно на 1 авто средний годовой пробег составляет 4/5 = 8000 км в год.
Этот расчет несет большую погрешность, так как не учитываются те, кто заправляется в Московской области, не учитываются те, кто покупает левое топливо без акцизов, в общем много нюансов. Но разница не может быть в 2 раза. Даже если посмотреть Московскую область, то там ежегодно продается топлива на ~250 млрд рублей +-, а машин меньше (3 млн). Т.е., пробег в области больше в 2 раза, чем в Москве, что логично.
Теперь про электромобили. Для простоты расчета давайте возьмем годовой пробег 10 тыс км, в день это 27 км. 0,15 кВт*ч на километр, следовательно расход электроэнергии составит на такой пробег 4 кВт*ч. Четыре киловатта в час (6 рублей по ночному тарифу)
Всего в Москве 5 млн электромобилей ежедневно будут расходовать 4*5млн=20 млн кВт*ч. Смотрим на статистику генерации, на территории Москвы и области (объединенная энергосистема, нельзя считать отдельно) в месяц в 2021 генерируют ~9,3 млрд кВт*ч, в день, соответственно, 300 млн кВт*ч. Таким образом, если весь парк автомобилей с ДВС просто волшебным образом заменится на электрички, то нагрузка на энергосистему от московских электромобилей увеличится лишь на 7%. Если на электро перейдут все жители МО, то это даст еще 7% (машин меньше – пробег больше). +7 (или +14) процентов для энергетики сущая ерунда, тем более что потребление долгое время падало и появились избытки. Да и от кондиционеров в жару и от радиаторов в холод гораздо больше скачки нагрузки, чем от этого.
Так что наша энергосистема не просто выдержит внезапное появление 5 млн электромобилей, но и даже особо их не заметит.
Но! Это про генерацию. Самая большая проблема в зарядке электромобилей – это последняя миля. Вот там точно проблема (если коротко, то зарядить электричку получится лишь не у всех, а жители человейников вообще пролетают как фанера, у них только общественный транспорт и такси по праздникам)…»
Аналитик Вадим Демченко согласился с этими расчетами, заметив, что переход на электромобили получится для Москвы весьма непростым:
– Да, смотреть надо не на изменение генерации при появлении ЭТС, а на стоимость “последней мили” подведения зарядки. Мобильные генераторы, имхо, плохое решение, а затраты на обустройство стационарных пунктов зарядки, думаю, никто не считал.
– Я бы всю историю с ЭТС – от производства до утилизации – предварительно очень детально просчитал прежде, чем бухаться в неё с головой. Думаю, что там тараканов ещё очень много затаилось. И обязательно просчитал бы с прогнозной экстраполяцией и с альтернативными вариантами. Пока это всё очень похоже на кожный зуд придворных бизнесменов.
– И, как всегда, прыгаем в новую жизнь, даже не попытавшись разработать правила. А там чуть больше, чем дофига получается новаций и нерегулируемых лакун.