Столичная подземка — грандиозное сооружение, официальная схема которого отражает далеко не все ветки, переходы и станции, имеющиеся в действительности. Оказывается, в послевоенные годы готовился план строительства Малой кольцевой линии. Но данная задумка так и не осуществилась.
Шутники с Физтеха
В прессе иногда мелькает информация о правительственном «Метро-2» — в прямом и переносном смысле глубоко засекреченном объекте. Пожалуй, самым поразительным и мистическим является ЧП, произошедшее при строительстве станции «Библиотека им. Ленина». Метростроевцы тогда натолкнулись на… избушку, которая не пойми как оказалась в недрах земли на глубине 12 метров. Сначала ее хотели оставить, но потом решили от греха подальше демонтировать.
В свое время существовал проект станции «Советская», которую собирались построить под Тверской площадью. И даже приступили к ее сооружению, но строительство было приостановлено в силу неподходящих свойств грунта в данном месте и близости грунтовых вод. Все это помешало подведению туннелей. А само помещение этой уже сооруженной станции в дальнейшем стало использоваться в качестве офиса, в котором разместился штаб Гражданской обороны Москвы.
А вот станция «Волоколамская», которую сооружали в середине 70-х годов, в свое время была вполне визуально наблюдаема пассажирами, правда, только из окон поезда, в котором они проносятся мимо, когда состав следует со «Щукинской» на «Тушинскую» либо в обратном направлении. Само внутреннее помещение законсервированной станции долгое время оставалось не отделанным. В чем же причина того, что строительство было приостановлено? Все объясняется отклонением проекта застройки Тушинского аэродрома, который располагается невдалеке от выхода с этой станции. Как утверждает всезнающая «Википедия», с началом развития инфраструктуры на месте Тушинского аэрополя станцию было решено расконсервировать. Ее достройка началась в 2013 году, а 27 августа 2014 года станция была открыта уже под названием «Спартак». При этом собственно «Волоколамская» появилась еще 2009 году и в другом месте — за МКАД, между станциями «Мякинино» и «Митино» в непосредственной близости от Волоколамского шоссе.
Во второй половине 90-х годов в отдельных вагонах метро можно было увидеть схемы, на которых была обозначена новая станция «Физтех», которую должны скоро открыть. Позже, правда, выяснилось, что это не более чем студенческая шутка. Молодые люди попросту распечатали на цветном принтере схему метро с добавлением несуществующей станции. Весельчаки «протянули» на схеме ветку до своего института. На самом же деле никто строить станцию метро в Долгопрудном (где и располагается МФТИ), конечно же, не собирался. Но очень многие пассажиры были в недоумении, когда видели в вагонах эти самодельные схемы.
О сооружении станций метро в Подмосковье много говорили в период недолгого экономического подъема. Но ни до Мытищ, ни до Бирюлево метрополитен пока не добрался. И станция «Челобитьево», значок которой, как строящейся, ранее был на схеме, так и осталась в проекте.
Несостоявшийся юбилей
Ещё пару лет назад Московский метрополитен мог отпраздновать свое столетие. В свое время очередной план строительства первых линий все же был утвержден властями, но помешала их сооружению Первая Мировая, а затем революция и Гражданская война. И в 1923 году, когда в одной из европейских компаний был уже размещен заказ на строительство нескольких десятков станций и путей к ним, пришлось отменить эту инициативу из-за нехватки финансов. И только в 1933 году столичный метрополитен начал строится в реальности, а не на бумаге.
Сегодня схема метро висит, как на стенах подземки, так и в вагонах поездов. Но было время, когда ее печатали на небольших листочках и раздавали лично пассажирам. Помимо линий метро, а точнее только одной с половиной линии, которая к тому моменту была проложена, на этих листочках имелась необходимая информация, связанная со временем движения поездов и тем, во сколько метро открывается и закрывается. В середине 30-х годов прошлого века это была даже не столько схема метро, сколько листок-напоминание.
А вот к середине XX столетия схема стала уже больше походить на привычную для всех пассажиров современного метрополитена. На ней стало значительно больше веток, все они были разного цвета, а также выглядели не так детально прорисованными, как вначале. В тот момент на карте метро возник и знаменитый знак метро в виде буквы «М» красного цвета внутри круга.
Отдельная страница истории столичной подземки связана с желанием увековечить память обИосифе Сталине. В свое время его портреты и бюсты размещали в метро повсеместно. А после развенчания культа личности все, что напоминало о вожде народа, начали убирать. При переделке мозаичных изображений допускали и оплошности. На станции «Добрынинская», например, и ныне красуется картина, выполненная из мозаики в самом начале 50-х годов прошлого века. Изначально на ней был изображен портрет Сталина, который несли люди, вышедшие на демонстрацию. А потом вместо лица Иосифа Виссарионовича из разноцветных кусочков смальты был сложен лик первого космонавта планеты. Никого в тот момент не смутило, что в те годы, когда первоначально было создано мозаичное панно, Юрий Гагарин был еще школьником.
Прошлое и будущее
Безжалостно уничтожались работы с изображением вождя, созданные в эпоху его правления. Так на «Курской» в свое время убрали огромную скульптуру Сталина. Позже на этой части станции был размещен медицинский ларек, сейчас место опять пустует. А вот на станции «Арбатская» рабочие разобрали большой портрет Иосифа Виссарионовича, выполненный из мозаики. Причем, на просьбу автора оставить ему его работу, власти ответили отказом.
Зато известному художнику Павлу Корину удалось сберечь созданное им панно. Чиновники по распоряжению Хрущева отдали приказ ликвидировать картину знаменитого автора, на которой из разноцветных частичек мозаики он изобразил необутую Родину-мать, а в верхнем углу на месте солнца — портрет Иосифа Сталина. Сначала властям не понравилось, что Родина изображалась разутой. Но и когда художник обул ее в летнюю обувь, недовольство управленцев не уменьшилось. В конце концов, памятник культуры приговорили к сносу. Однако, те, кто стоял у истоков создания этого художественного произведения, сделали хитрый ход: заложили панно мраморным заграждением. Когда же Никиту Сергеевича убрали с поста генерального секретаря, имитацию прочной стены попросту сняли и взору всех пассажиров метро на станции «Новослободская» вновь предстала мозаичная картина Павла Корина. Но изображение автор несколько видоизменил. Теперь на месте лица Иосифа Виссарионовича располагается надпись, призывающая всех людей жить в мире. А Родина, как и в первоначальной задумке, опять оказалась с босыми ногами.
На сегодняшний день столичный метрополитен активно развивается. Общая протяженность веток метро более трехсот километров. А через пять лет планируется проложить ветки длиной еще как минимум в половину из того расстояния, которое уже существует, и открыть несколько десятков станций, которых будет уже далеко за двести. Как бы там ни было, но нельзя отрицать тот факт, что метро — не только подземная транспортная инфраструктура, но и удивительный подземный мир, полный тайн, загадок и интересных историй.
Виталий Карюков
Источник: